• Facebook
  • Vkontakte
  • Twitter
  • Ok
Войти   Зарегистрироваться

Серебрякова, Серебряковы – «парижский» вернисаж в Третьяковке

Мне нравится2  Поделиться    Поделиться    Твитнуть  В одноклассниках  
В Инженерном корпусе Третьяковской галереи (Москва) до конца марта — выставка «Зинаида Серебрякова. Парижский период», подготовленная к 130-летию со дня рождения художницы. В экспозицию вошло более 70 работ Серебряковой, включая хранившихся в ее парижской мастерской и ранее у нас не выставлявшиеся. Наш автор отправляется на вернисаж и делится своими впечатлениями.
Какая самая первая картина, которую вы помните в своей жизни? То есть вообще, ещё до начала осознания, что есть живопись, а просто как «картинка»? У меня их две. Одной из них была открытка с «Утренним туалетом» Зинаиды Серебряковой. Позже я узнала, что это за картина и кто её автор. Зинаида Евгеньевна Серебрякова. Удивительный художник, потрясающая женщина, удивительная личность… И краткий рассказ о ней перед рассказом о выставке — не «биографическая справка», а, скорее, пара слов для полноты впечатления.
Племянница Бенуа (основателя «Мира искусства»), дочь Евгения Лансере — известного скульптора-анималиста, участвовавшего в нескольких всемирных выставках, — родилась в 1884 г. в Харьковской губернии, детство и юность провела в Петербурге. Это был мир, семья, быт, пропитанные искусством насквозь. Зинаида с детства училась рисовать, но больших надежд на молодую художницу никто не возлагал. Однако первая же её картина, представленная публике на выставке «Мира искусства» (1910 г.), была куплена Третьяковской галереей. Это знаменитый и узнаваемый «Автопортрет. За туалетом».
Лев Самойлович Бакст (Леон Бакст). Портрет художника, критика и историка искусства Александра Николаевича Бенуа
Счастливое начало жизни, семья, любимое дело, и жестокое продолжение — революционные события, смерть от тифа мужа… Зинаида остаётся в Харькове одна, с четырьмя детьми и старой матерью. Кормильцев нет, дома нет (Нескучное разорено), 1919 год, разруха. Как жить дальше? Зинаида в 1921 г. переезжает в Петроград в попытке как-то устроиться, найти работу, заказы, а вскоре в 1924 году — в Париж, пока что временно, на заработки. Художница едет к дяде Александру Бенуа (на картине), и семья оказывается разорванной пополам — Зинаида и двое детей — в Париже, а мать и двое младших — в Ленинграде.
Зинаида Евгеньевна Серебрякова. За завтраком
За завтраком
Зинаида Евгеньевна Серебрякова
1914, 88.5×107 см

Ах, вернисаж!

Выставка в Третьяковской галерее представляет не только творчество Зинаиды Серебряковой, но также и плоды трудов целого клана художников. Говорят, на детях великих природа отдыхает. Здесь перед нами счастливое исключение: Бенуа, Лансере, Серебряковы… Семья, где каждый второй — художник, скульптор, архитектор. Пожалуй, лучший вид «семейственности» в работе!
Выставка поделена на два основных зала и ещё два — дополняющих, где выставлены работы детей художницы, Александра и Екатерины Серебряковых. Представленные картины самой художницы разделены на две части. Одна — собственно, заявленная парижская часть, вторая — марокканские зарисовки. И сразу хочу отметить на редкость удачную организацию экспозиции: это одна из немногих на моей памяти выставок, где подсветка картин безупречна. Расположение работ тоже очень разумно, предоставлено достаточно пространства для возможности наслаждаться красотой без помех и давки.

На выставке много портретов, например, дочери Екатерины. Очаровательная картина стала и «визитной карточкой» выставки, показывая и Серебрякову, и «Серебряковых» в одной работе. Портрет был написан в 1929 году, когда Катя смогла приехать, наконец-то, к матери во Францию.
Очень интересны портреты случайных людей («Булочница с улицы Лепик»), портрет балерины Иветт Шовире, детские портреты, портреты представителей русской и французской аристократии… Художница пользовалась, кажется, любой возможностью просто рисовать. И случайно ли то, что почти на всех портретах Серебряковой — улыбающиеся люди? Иногда это полуулыбка, затаённая в чуть смягчённых уголках губ…
Что интересно, с таким «улыбчивым» настроением здесь — не только портреты. Кажется, что улыбаются и запечатлённые в натюрмортах букеты цветов, оставшиеся на пейзажах улочки провинциальных французских городов и приморские пляжи… Так много солнца, света, воздуха в этих небольших полотнах, и «Девушка на балконе», которая стоит спиной к зрителю, освещённая ярким солнцем юга Франции — задумчивое очарование!
Надо сказать, в основном, все выставленные работы выполнены в графических техниках — акварель×
Акварель (от итал. «aquarello») – широко известная техника рисования с помощью красок на водной основе, изобретенная в III ст. в Китае. Акварельные краски после растворения в воде становятся прозрачными, поэтому при нанесении их на зернистую бумагу изображение выглядит воздушным и тонким. В отличие от картин маслом, в работах акварелью отсутствуют фактурные мазки.
читать дальше
, карандаш, пастель×
Пастель (от лат. pasta – тесто) – материалы, в виде мелков, применяемые в живописи и графике. Может быть восковой, сухой и масляной. Сухая пастель предполагает применение метода растушевки, с помощью которого можно достичь мягких цветовых переходов. Помимо этого различают твердую пастель для рисунка и мягкую для сочных крупных штрихов. Изображение наносят на фактурную поверхность, способную удержать пигмент: бархатную, пастельную и наждачную или тонированную бумагу для акварели. Ранее мастера рисовали даже на замше. Единственный минус – способность осыпаться. Поэтому после завершения работы картину фиксируют специальным материалом или обычным лаком для волос. Название красок произошло от названия техники «а пастелло», применяемой итальянскими художниками ХVI века. Спустя два столетия эту тенденцию подхватили во Франции. Художники, прежде всего, оценили скорость и легкость написания картин с помощью пастели. Ею пользовался Дега, размашисто накладывая краску на поверхность, а после - обрабатывая паром, что делало материал податливым для растушевки пальцами.
читать дальше
. И это вовсе не из-за предпочтений или технических «оков» художницы: у нее просто не было денег на дорогостоящие масло и холст.
В одном из секторов зала я увидела и «ню» Серебряковой. «Обнажённые» и «Баня» (нарисованная в Париже картина знаменитой серии) — просто сияют … чистотой! Во всех смыслах. Здесь тоже много света — внешнего, солнечного, или глубинного, внутреннего, как на картинах Латура. Художница как будто говорит: знаете, просто эти дамы немного… ленивы — им нет необходимости стесняться!
Вторая часть выставки — марокканские зарисовки, сделанные художницей во время визитов туда в 1928—1929 и 1932 годах. Однако здесь нет кричащей экзотики востока. Нет ярких и броских цветовых пятен, нет стремления передать пышность или наоборот, нищету увиденного. Нет даже каких-то характерных этнографических деталей. Есть стремительная радость от возможности «ухватить» интересное лицо или колоритный профиль. На пастельных зарисовках мы видим то юношу, то немолодого, полного достоинства араба, или молодую девушку, которая то ли улыбается каким-то своим мыслям, то ли просто щурится от солнца. Вообще, марокканские поездки были для Серебряковой очень удачными. Темперные и пастельные зарисовки пользовались на последующих выставках большим успехом.

... и Серебряковы - младшие

Работы младших Серебряковых впервые гостят в России — они разместились в двух небольших залах. Александр Серебряков в живописи — это пейзажные акварели и зарисовки интерьеров. Очень характерна тончайшая прорисовка деталей, что неудивительно: художник делал много декоративных панно для интерьеров, и в зале выставлены несколько панелей — «обманок».

Творчество Екатерины Серебряковой, выросшей девчушки с «того самого» портрета, представлено натюрмортами, интерьерными видами, картинами усадеб, пейзажами. Отмечу, во многом эта выставка смогла состояться именно благодаря ей, сохранившей работы матери.
Вообще, при высоком мастерстве детей Серебряковой и прекрасном вкусе обоих, занятия искусством для них было, скорее, способом заработка, чем творчеством. Я никоим образом не хочу принизить этим заявлением увиденное — ведь искренне любовалась интерьерными зарисовками Александра, пейзажами и натюрмортами Екатерины. Однако на первом плане — по праву картины Серебряковой-старшей, явления иного порядка в мироустройстве.

Покружив по залам несколько раз и все равно сожалея, что уже надо уходить, я вышла в Лаврушинский переулок, и увидела замечательно яркую картинку: дворник мыл из шланга перезимовавший фонтан в сквере. Сверкающие на солнышке брызги били в бронзовые декоративные рамы на постаменте… И я подумала, как это здорово, красиво и символично — ведь увиденное на выставке Серебряковых так же «прочистило» мысли и восприятие жизни, как эта сверкающая струя воды смывала залежавшуюся пыль. Получается, что такое сильное и светлое искусство надо не просто надо смотреть, а впитывать для душевного здоровья. Похоже, мой сеанс удался: свернув в переулок, поймала себя на ощущении, что сама слегка улыбаюсь, как персонажи картин Зинаиды Серебряковой.

Любовь Гуськова


Среди организаторов выставки — Fondation Serebriakoff (Париж) и Фонд Зинаиды Серебряковой (Москва)

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями
Мне нравится2  Поделиться    Поделиться    Твитнуть  В одноклассниках  

Комментарии

Для комментирования необходимо указать и подтвердить электронную почту или телефон
loading...

Артхив не только интересно пишет об искусстве, это целая социальная сеть с огромными возможностями. Регистрируйтесь и получайте информацию из первых рук

Зарегистрироваться

подписывайтесь на наши новости любым удобным способом: