• Facebook
  • Vkontakte
  • Twitter
  • Ok
Войти   Зарегистрироваться

"Дегенеративное искусство" - выставка в Ньй-Йорке расставляет вещи по своим местам

Мне нравится3  Поделиться    Поделиться    Твитнуть  В одноклассниках  
С 13 марта до конца июня Нью-Йоркский музей Neue Gallery проводит выставку «Дегенеративное искусство: Атака на современное искусство в нацистской Германии, 1937». Первая с 1991 г. в США серьезная музейная выставка посвящена нацистскому «обличению» современного искусства. И не стоит обвинять организаторов в «коммерческом» ходе: волне интереса к теме после скандальной находки коллекции Гурлитта! Понадобилось почти три года, чтобы подготовить экспозицию: около 50 картин и скульптур, 30 работ на бумаге, плакаты, фото и другие памятки… Все выглядит очень добросовестно и по-хорошему профессионально.
Идея данной экспозиции — не только в том, чтобы противопоставить искусство Третьего рейха искусству «дегенеративному», как тогда его называли на официальном уровне. Общая мысль глубже: показать, как конкретные инициативы и события в сфере искусства повлияли на формирование и укоренение атмосферы ненависти — дозволенной и даже поощряемой.

Куратором выставки выступил выдающийся специалист, профессор истории искусств Олаф Петерс, который в 2010 году также курировал выставку Отто Дикса (Otto Dix) в том же Neue Gallery.
Посетители выставки в Neue Gallery сперва попадают в узкий коридор, ведущий в первый зал галереи. На одной стене коридора висят большие фотографии, датированные 1938 годом и показывающие выставку «Дегенеративное искусство» в Гамбурге и очереди посетителей на входе. На противоположной стене — фотографии 1944 года. На них — западно-украинские евреи, которых привезли на железнодорожную станцию Аушвиц-Биркенау. Они плотно сбиты вместе по всей длине платформы, которая уходит вдаль и пропадает где-то далеко.
Каким образом искусство оказалось «дегенеративным»? На самом деле, обыкновенная история: политике отчего-то чаще есть дело до искусства, чем искусству до политики. Поладить с нацистской властью оказалось задачей, близкой к невозможной, потому что уж ей было дело буквально до всего и всех. И вот, уже в 1937 году было установлено, что практически все современное и авангардное на тот момент искусство оскорбляет немецкий народ, — причем, скорее всего, намеренно.
«Дегенеративное искусство» — термин нацисткой пропаганды для обозначения современного авангардного искусства, представителям которого «Господь отказал в таланте истинно художественной одаренности и вместо нее одарил их даром болтовни и обмана» (слова Адольфа Гитлера на открытии первой «Большой германской художественной выствки» 18 июля 1937 года). Фюрер (напомним, сам — отвергнутый художник) был искренне убежден, что творец должен в точности копировать реальность, и если он этого не делает (если у него, к примеру, небо не синее или вообще в пейзаже неба нет), то либо у него проблемы с восприятием, либо он намеренно искажает истину, чтобы оскорбить хороших людей, — то есть, опять-таки, немецкую нацию. И, если верно последнее, «тогда такие поступки относятся к области уголовного наказания» (цитата фюрера с того же выступления).
В той части экспозиции, которая представляет «дозволенное» искусство Рейха, можно увидеть, среди прочего, триптих Адольфа Циглера (Adolf Ziegler) «Четыре стихии», который в своё время украшал кабинет Гитлера. Он изображает четырех молодых, обнажённых, белокурых ариек (обложка данной статьи).
Таким несложным манером кубизм×
Кубизм (фр. cubisme) - узнаваемый стиль, который зародился в начале XX века, и многие его приемы востребованы до сих пор. Характерны: прямое использование геометрических форм, узкий круг сюжетов (портреты, натюрморты или здания), деформации, угловатость, полное отсутствие реалистичности. Форма здесь важнее цвета.
читать дальше
, дадаизм×
Дадаизм, или дада - временное авангардистское течение, которое зародилось во время Первой мировой войны в нейтральной Швейцарии и распространилось по всей Европе. Существовал примерно с 1916 по 1922 годы. Со временем французский дадаизм слился с сюрреализмом, немецкий – с экспрессионизмом.
читать дальше
, футуризм×
Стиль развивался в первой четверти XX века преимущественно в Италии и России. Некоторые иронично называют его кубизмом со скандальным привкусом. Отцы-основатели призывали перестать преклоняться перед искусством прошлого, а возвеличивать промышленный дух будущего: рисовать самолеты, автомобили, металлические мосты, пароходы и другие достижения прогресса.
читать дальше
, импрессионизм, сюрреализм×
Сюрреализм - (от франц. Surrealisme)- течение в авангардном искусстве первой половины двадцатого века, характеризуемое слиянием реальности с чем-то другим, но не оппозиционным. Сюрреализм – это сон – он не реальный, но и не ирреальный. Для стиля характерны аллюзии и парадоксальное сочетание форм, визуальный обман. На полотнах сюрреалистов часто твердые предметы, камни растекаются, а вода наоборот – каменеет.
читать дальше
, фовизм, экспрессионизм×
Экспрессионизм (от лат. expressio - выражение) -течение в европейском искусстве, для которого важно не отображение мира, а реакция автора на то, что в нем происходит. Развивался в начале XX века, преимущественно в Германии и Австрии, но позже его влияние распространилось на всю Европу.
читать дальше
, Баухаус — да и вообще любой художественный эксперимент и авангард — превращались в серьезное преступление. Кстати, «под раздачу» попали не только художники и скульпторы: пропаганда не обошла вниманием и композиторов, и писателей.

Произведения изымались из музеев и частных коллекций и нередко уничтожались, авторов преследовали… Это называлось культурной политикой гитлеровского режима. Параллельно с первыми тремя Большими германскими художественными выставками, на которых можно было ознакомиться с тем, как надо делать расово верное искусство, проводились выставки «дегенеративного искусства» — которые, соответственно, показывали, как делать не надо. Странная вещь, но эти последние оказались так популярны, что до 1941 года «дегенеративное искусство» показали в 13 городах Германии и Австрии трем миллионам зрителей (это рекорд, который был побит лишь в 2000-х годах). За время путешествий и переездов многие картины были проданы за границу, некоторые — утеряны или даже уничтожены. Поэтому недавнее обнаружение тайника Гурлитта с шедеврами, которые считались навсегда утерянными, наделало столько шума и, тем не менее, так обрадовало многих.

Кстати говоря, в одном из залов экспозиции на стенах висят пустые рамы — они символизируют те самые утраченные, возможно, навсегда, работы того же Пауля Клее, Отто Дикса, Макса Бекманна и многих других.
Интересно, что за несколько месяцев до начала кампании против «дегенеративного искусства» министр пропаганды Йозеф Геббельс официально запретил арт-критику, определив ее как наследие дурного влияния, конечно же, евреев.
Экспозиция включает в себя многие работы с мюнхенской выставки 1937 года — такие как «Скот в сарае» (1933) Макса Бекманна (Max Beckmann), «Портрет Макса Германн-Неиссе» (1925) Джорджа Гросса (George Grosz), «Парикмахерская» (1913) Эриха Хеккеля (Erich Heckel), «Зимний пейзаж в лунном свете» (1919) Эрнста Людвига Кирхнера (Ernst Ludwig Kirchner), «Рыболов» (1921) Пауля Клее (Paul Klee) — и далее, далее по списку.

Для этой выставки арт-издательство Prestel подготовило иллюстрированный каталог, который включает в себя исчерпывающий исторический обзор заданного периода, а также исследование темы «дегенеративного искусства». Кроме этого, читателя ждут дополнительные эссе о культурной политике национал-социалистической партии Германии, фильм об «излечении» «дегенеративного искусства», а также размышления о последствиях этих событий в пост-военной Германии и мире в целом. Уже упомянутый Олаф Петерс выступил в качестве редактора каталога, а тексты подготовили именитые исследователи Бернард Фулда, Рут Хефтриг, Марио-Андреас фон Лёттикау, Карстен Мёллер, Олаф Петерс, Джонатан Петропулос, Эрнст Плойль, Инес Шленкер, Айя Сойка и Карл Стамм.
Автор: Юлия Власкина
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями
Мне нравится3  Поделиться    Поделиться    Твитнуть  В одноклассниках  

Комментарии

Для комментирования необходимо указать и подтвердить электронную почту или телефон
loading...

Артхив не только интересно пишет об искусстве, это целая социальная сеть с огромными возможностями. Регистрируйтесь и получайте информацию из первых рук

Зарегистрироваться

подписывайтесь на наши новости любым удобным способом: