Регистрация

Музей в Генуе раскрывает эксцентричность «нонконформиста» Маньяско

Мне нравится3       0  
В истории позднего барокко×
Сменивший Ренессанс стиль барокко, в отличие от искусства Возрождения, сохранявшего дистанцию между произведением и зрителем, стремился потрясти душу. Разумеется, успешно: живописные жемчужины тех времен  - истинные сокровища.
читать дальше
имя итальянца Алессандро Маньяско стоит особняком. Его живопись чаще всего определяют как «нетрадиционную» — за стилизованные, фантастические, часто фантасмагорические жанровые сцены и пейзажи. Музей Страда Нуова в Генуе представляет ретроспективу «Маньяско — годы зрелости художника-нонконформиста».
Выставка сосредоточилась на самых ярких картинах последнего периода жизни неординарного мастера. Перед этим она проходила в парижской галерее Маурицио Канессо, но в родном городе Маньяско была расширена.

Алессандро Маньяско (1667 — 1749), также известный как Лиссандрино, родился в Генуе, в семье незначительного художника Стефано Маньяско. Он учился в родном городе у Валерио Кастелло, а затем у Филиппо Аббиати в Милане, где и провёл значительную часть жизни (за исключением периода работы на великого герцога Козимо III Медичи во Флоренции). В Геную вернулся примерно в 1733 — 1735 годах.

Слева: Алессандро Маньяско по прозвищу Лиссандрино, «Автопортрет» (XVII или XVIII век)

Немецко-американский искусствовед Рудольф Виттковер назвал позднее творчество Маньяско «обособленным, напряжённым, странным, мистическим, экстатическим, гротескным и оторванным от триумфального курса венецианской школы».
Действительно, с 1710 года художник изображал на небольших холстах мрачные пейзажи и жуткие развалины, а его жанровые сцены битком набиты персонажами, зачастую карикатурно вытянутыми. Он часто обращался к необычным темам — это синагогальные ритуалы, встречи квакеров или сборища грабителей, катастрофы и допросы инквизиции. Чем его привлекали эти сюжеты, до сих пор неясно.
  • Алессандро Маньяско, «Поклонение Плутону»
  • Алессандро Маньяско, «Иудейские похороны»
Профессор Пьеро Боккардо (Piero Boccardo) считает полотно Маньяско «Развлечения в саду на рассвете» «одной из самых знаковых европейских картин XVIII века». Необычный пейзаж населён дамами, рыцарями, клириками и простолюдинами. В нём преобладают темно-зелёные оттенки, характерные для окрестностей Генуи, и хорошо узнаётся ломанный, экспрессионистский стиль Лиссандрино.
Благодаря сотрудничеству с Национальным музеем в Пизе и парижским Лувром, Музей Страда Нуова смог воссоединить в своей экспозиции две пары картин — это «Святой Августин с ангелом» и «Святой Антоний Падуанский, проповедующий рыбам», а также «Поклонение Плутону» и «Иудейские похороны». Исторически сложилось так, что эти полотна находятся в разных галереях, так что у посетителей выставки «Маньяско — годы зрелости художника-нонконформиста» есть уникальная возможность увидеть их вместе.
  • Алессандро Маньяско, «Святой Августин с ангелом»
  • Алессандро Маньяско, «Святой Антоний Падуанский, проповедующий рыбам»
Чтобы разместить эти и ещё два десятка других работ, стены в залах Палаццо Бьянко были заново окрашены и освещены. Подборка сопровождается четырьмя видеороликами с комментариями, поясняющими необычайную эксцентричность художника.
Выставка «Маньяско — годы зрелости художника-нонконформиста» в Музее Страда Нуова продлится до 5 июня. А те, у кого нет возможности отправиться в Геную, могут совершить виртуальный тур по залам галереи.
По материалам официального сайта Музеев Генуи, italy24. ilsole24ore.com и design-haven.com. Главная иллюстрация: Алессандро Маньяско, «Аллегория пороков, или Роскошь, бездуховность и невежество, уничтожающие искусства и науки»
Комментировать Комментарии
HELP