Регистрация

Восхитительные «Сады Серебряного века» открылись в честь юбилея Врубеля

Мне нравится27       0  
Множество невиданных работ, причем не только Михаила Врубеля, и удивительные истории от куратора выставки — мы побывали на открытии ошеломляющей выставки «Сады Серебряного века» в Киевском Музее русского искусства, приуроченной к 160-летию со дня рождения художника. Самые пленительные виды на работах Врубеля, Котарбинского, Борисова-Мусатова, Серебряковой, Бенуа, Коровина, Гауша, Сапунова, Сомова, Добужинского — приглашаем на прогулку!

Изумительные работы и сведения, услышанные на лекции куратора выставки Натальи Евгеньевны Агеевой, ведущего научного сотрудника Музея Русского искусства, гарантируют ошеломляющие впечатления от экспозиции. Малоизвестные факты о жизни Врубеля в Киеве, дополненные богатейшим собранием его работ в музее — атрибуты волшебной прогулки.

Какой на самом деле был самый первый эскиз Врубеля для иконы Богородицы в Кирилловской церкви, почему Надежда Забела не вышла замуж за поклонника из Министерства финансов, что за легендарная дача с загадочным названием «Кинь-Грусть» была у Прахова и зачем Александру Бенуа была нужна машина времени? Нас ждут не только тонкости культивирования садов!

Киевские адреса Врубеля

— Впервые в Киев Михаил Александрович приехал в мае 1884 года и увидел цветущий, утопающий в зелени город-сад. На первых порах он поселился у Николая Мурашко в мезонине дома на ул. Владимирской 46, где размещалась Рисовальная школа. Позже художник переехал на дачу к Праховым, которую они снимали в местности Кинь-Грусть недалеко от современной площади Т. Шевченко. По словам Врубеля, «это было чудное место».

Свои впечатления от этого места в своих воспоминаниях оставил и Адриан Викторович Прахов: «…я нашел за Кирилловским монастырем остатки построенного Потемкиным для Екатерины загородного дома с превосходным видом на Киев (так называемую Кинь-Грусть), нанял там дачу и мы зажили одной дружной семьей. С 6-ти часов утра Врубель и я уже уезжали или уходили на работу и возвращались только к 7-ми часам вечера».
Необычное название местности Кинь-Грусть, согласно легенде, связывают с фразой Екатерины ІІ. В 1787 году императрица со своим фаворитом князем Потемкиным останавливалась в Киеве по дороге в Крым. Гуляя на окраине города с утомленным ночными пирами князем, любуясь цветущими садами и желая развеселить своего молчаливого спутника, царица воскликнула: «Григорий! Кинь грусть! Посмотри, какая красота кругом!». Придворные записали слова императрицы и огромный парк с прудами стали называть Кинь-Грусть.
Н. Мурашко, М. Врубель «Виды местности Кинь-Грусть», 1884 год, бумага, акварель×
Акварель (от итал. «aquarello») – широко известная техника рисования с помощью красок на водной основе, изобретенная в III ст. в Китае. Акварельные краски после растворения в воде становятся прозрачными, поэтому при нанесении их на зернистую бумагу изображение выглядит воздушным и тонким. В отличие от картин маслом, в работах акварелью отсутствуют фактурные мазки.
читать дальше
, графитный карандаш
Цветы встречаются во многих произведениях Врубеля — в них он видел красоту, проявляющуюся по всему миру. Его интересовал особый природный микрокосм: у этого чувственного художника было особое пантеистическое отношение к природе.
Не было ни единого цветка, который не был бы достоин его внимания — будь это обычный барвинок, петунии в стакане, ирисы или экзотические азалии, привозимые в Киев из Франции и Голландии.
М.Врубель «Барвинок», 1886−1888 годы, бумага на акартоне, акварель×
Акварель (от итал. «aquarello») – широко известная техника рисования с помощью красок на водной основе, изобретенная в III ст. в Китае. Акварельные краски после растворения в воде становятся прозрачными, поэтому при нанесении их на зернистую бумагу изображение выглядит воздушным и тонким. В отличие от картин маслом, в работах акварелью отсутствуют фактурные мазки.
читать дальше
М. Врубель «Петунии в стакане», 1886−1887гг., бумага, акварель×
Акварель (от итал. «aquarello») – широко известная техника рисования с помощью красок на водной основе, изобретенная в III ст. в Китае. Акварельные краски после растворения в воде становятся прозрачными, поэтому при нанесении их на зернистую бумагу изображение выглядит воздушным и тонким. В отличие от картин маслом, в работах акварелью отсутствуют фактурные мазки.
читать дальше
, лак
Маленький карманный альбомчик, который Михаил Александрович всегда носил с собой в Киеве, делая зарисовки со свойственным ему анализом формы и умением передать жизнь природы, также представлен в экспозиции.
М. Врубель «Листья». Лист из альбома. 1884−1885гг. Бумага, графитный карандаш
Михаил Александрович Врубель. Портрет мужчины в старинном костюме ( И.Н. Терещенко)

В Киеве у Врубеля впервые открылся орнаментальный дар. В экспозиции можно увидеть, как из живых цветов рождается орнамент: мотивы для вышивки, рисунок для росписи фарфора, сделанный для Эмилии Праховой, индийский орнамент, который, скорее всего он увидел у старьевщика, часто приносившего Прахову старинные ткани.

Врубель «Портрет мужчины в старинном костюме (И.Н. Терещенко)»

М. Врубель «Цветы». Мотив для росписи фарфора. 1886−1887 годы, бумага, акварель×
Акварель (от итал. «aquarello») – широко известная техника рисования с помощью красок на водной основе, изобретенная в III ст. в Китае. Акварельные краски после растворения в воде становятся прозрачными, поэтому при нанесении их на зернистую бумагу изображение выглядит воздушным и тонким. В отличие от картин маслом, в работах акварелью отсутствуют фактурные мазки.
читать дальше
М. Врубель «Индийский орнамент» (для вышивки по канве), бумага миллиметровая на картоне, акварель×
Акварель (от итал. «aquarello») – широко известная техника рисования с помощью красок на водной основе, изобретенная в III ст. в Китае. Акварельные краски после растворения в воде становятся прозрачными, поэтому при нанесении их на зернистую бумагу изображение выглядит воздушным и тонким. В отличие от картин маслом, в работах акварелью отсутствуют фактурные мазки.
читать дальше
, белила, лак
— У нас хранится рисунок для веера, созданный Врубелем, — продолжает рассказывать Наталья Евгеньевна. — Художник вступил в соревнование с Праховым, сделавшим для жены черный веер с цветами. А Врубель, взяв кусочек белого атласа, начал писать гелиотроп — любимый цветок Эмилии Львовны. Синий цвет не удавался художнику, и ему пришлось употребить еще гуашевые белила, а гуашь, надо отметить, Михаил Александрович не очень-то любил, но он добился желаемого эффекта. В Киеве он сделал еще несколько вееров, — веер с розами он подарил Наталье Яковлевне Манцевой.
М. Врубель «Гелиотроп и незабудки». Мотив для веера, 1887 г., белый атлас на картоне, акварель×
Акварель (от итал. «aquarello») – широко известная техника рисования с помощью красок на водной основе, изобретенная в III ст. в Китае. Акварельные краски после растворения в воде становятся прозрачными, поэтому при нанесении их на зернистую бумагу изображение выглядит воздушным и тонким. В отличие от картин маслом, в работах акварелью отсутствуют фактурные мазки.
читать дальше
, белила, лак
Знаменитые этюды цветов Врубеля из коллекции музея — это сочетание прозы жизни и возвышенных материй
Испытывая материальные трудности, художник взялся давать уроки акварели двум знакомым дамам: Наталье Мацневой и дочери профессора Бунге — Елене. Учителем он был не очень хорошим, - сам Врубель это признавал: он просто садился и рисовал этюды цветов, а ученицы перенимали опыт, наблюдая за ним. Эти этюды были собраны и подарены барышнями Киевскому городскому музею.
 — Изо всех цветочных этюдов из коллекции нашего музея мне безумно нравится серия белых азалий, — признается Наталья Евгеньевна, — я их называю «все оттенки белого». В них чувствуется мастерское владение техникой и тонкое чувство фактуры бумажной основы. Азалии меняют цвет в зависимости от того, какую бумагу выбирает Врубель — кремовую или белую, зернистую или гладкую, — и какой карандаш: угольный, графитный или итальянский. В результате цветы кажутся невероятно живыми и трепетными!
М. Врубель «Белая азалия», 1886−1888 годы, бумага, акварель×
Акварель (от итал. «aquarello») – широко известная техника рисования с помощью красок на водной основе, изобретенная в III ст. в Китае. Акварельные краски после растворения в воде становятся прозрачными, поэтому при нанесении их на зернистую бумагу изображение выглядит воздушным и тонким. В отличие от картин маслом, в работах акварелью отсутствуют фактурные мазки.
читать дальше
, уголь, графитный карандаш
М. Врубель «Белая азалия без стебля», 1886−1888 годы, бумага, акварель×
Акварель (от итал. «aquarello») – широко известная техника рисования с помощью красок на водной основе, изобретенная в III ст. в Китае. Акварельные краски после растворения в воде становятся прозрачными, поэтому при нанесении их на зернистую бумагу изображение выглядит воздушным и тонким. В отличие от картин маслом, в работах акварелью отсутствуют фактурные мазки.
читать дальше
, уголь, графитный карандаш
Тема земного и небесного сада Врубеля продолжается в его эскизах для росписей киевских храмов. В экспозиции представлен самый первый этюд×Этюд – учебный набросок, который художник использует для изучения натуры. Эдакие прописи для художника, где все просто и понятно. Этюд пишется быстро, точно, схематично, буквально на коленке – это проверенный способ осязания мира и его каталогизации. Но статус этюда в истории искусства настолько неустойчив, что иногда он приобретает значение гораздо большее, чем финальная картина, для которой он служил подспорьем. Его окружают серьезной широкой рамой – и водружают на музейные стены. Так в каком же случае этюд – это ученическая разминка, а в каком – самостоятельное, живое и ценное, произведение? читать дальше для иконы Богоматери с Младенцем для Кирилловской церкви.
Этот эскиз Богородицы с цветочным орнаментом Врубель написал в доме Праховых, он не понравился Адриану Викторовичу, так как художник не учел положения иконы в храме. Врубель создал другой эскиз, придав Богородице черты Эмилии Львовны, а первоначальная работа с цветочным орнаментом осталась неоконченной.
М. Врубель «Голова Богоматери», 1884 год. Эскиз к иконе «Богородица с Младенцем» для иконостаса Кирилловской церкви в Киеве. Бумага на холсте, акварель×
Акварель (от итал. «aquarello») – широко известная техника рисования с помощью красок на водной основе, изобретенная в III ст. в Китае. Акварельные краски после растворения в воде становятся прозрачными, поэтому при нанесении их на зернистую бумагу изображение выглядит воздушным и тонким. В отличие от картин маслом, в работах акварелью отсутствуют фактурные мазки.
читать дальше
, гуашь×
Гуашь (от франц. Gouache - влажный) – вид живописи, в котором используют матовые водорастворимые краски. Их также называют этим термином. Возникла гуашь в ХI веке, когда к акварели добавили клей и белила для достижения большей плотности. Её консистенция создает непрозрачное изображение, может перекрывать «неудачные» места. В Средневековье гуашевыми краскам создавали миниатюры в книгах. Художники эпохи Возрождения использовали их для эскизов. В России гуашь стала популярна среди плакатистов. В станковой живописи её применяют для оформления декоративных элементов, в сочетании с тушью или акварелью. Гуашью работают не только на бумаге, а и на холсте, фанере, ткани.Краска сначала наносится тонким флоем, а затем перекрывается болем плотным. Существует художественная и плакатная гуашь. Для последней характерна большая насыщенность.
читать дальше
, лак


Икона «Оранта» Врубеля, — рассказывает куратор, — это квинтэссенция всех впечатлений от мозаик и фресок киевских соборов, которые поразили художника своей красотой. Сохранив в работе духовную основу «Оранты» Софийского собора, художник обратился к стилю модерн. Возможно, изображенные на иконе растения с розоватыми цветами, которые в народе называют неопалимой купиной, отсылает нас к символу Богородицы, который еще другими словами называли «несгораемый куст».

М.Врубель «Богоматерь-Оранта», 1888 год, холст, масло, бронза, золото

М.Нестеров «Архангел Гавриил» (левая часть композиции «Благовещение») и «Богородица» (правая часть композиции «Благовещение»). Эскизы к росписи Марфо-Мариинской обители в Москве. 1908−1911 годы, бумага на картоне, гуашь×
Гуашь (от франц. Gouache - влажный) – вид живописи, в котором используют матовые водорастворимые краски. Их также называют этим термином. Возникла гуашь в ХI веке, когда к акварели добавили клей и белила для достижения большей плотности. Её консистенция создает непрозрачное изображение, может перекрывать «неудачные» места. В Средневековье гуашевыми краскам создавали миниатюры в книгах. Художники эпохи Возрождения использовали их для эскизов. В России гуашь стала популярна среди плакатистов. В станковой живописи её применяют для оформления декоративных элементов, в сочетании с тушью или акварелью. Гуашью работают не только на бумаге, а и на холсте, фанере, ткани.Краска сначала наносится тонким флоем, а затем перекрывается болем плотным. Существует художественная и плакатная гуашь. Для последней характерна большая насыщенность.
читать дальше
, акварель×
Акварель (от итал. «aquarello») – широко известная техника рисования с помощью красок на водной основе, изобретенная в III ст. в Китае. Акварельные краски после растворения в воде становятся прозрачными, поэтому при нанесении их на зернистую бумагу изображение выглядит воздушным и тонким. В отличие от картин маслом, в работах акварелью отсутствуют фактурные мазки.
читать дальше
, цветные карандаши
В композициях на религиозную тематику у Врубеля очень много стилизованных символических садов. В одном из вариантов «Надгробного плача» и в первом эскизе для росписи Владимирского собора видим цветы, похожие на белые азалии. Эти эскизы Врубель писал в имении Якова Васильевича Тарновского в Мотовиловке под Киевом. С Тарновскими Врубель очень сдружился в киевский период — его ученицей была уже упоминаемая Наталья Мацнева, урожденная Тарновская. Среди самых сложных материальных лет Врубеля в Киеве, 1887 год был самым благополучным.
М. Врубель «Воскресение». Триптих. 1887 год, бумага, акварель×
Акварель (от итал. «aquarello») – широко известная техника рисования с помощью красок на водной основе, изобретенная в III ст. в Китае. Акварельные краски после растворения в воде становятся прозрачными, поэтому при нанесении их на зернистую бумагу изображение выглядит воздушным и тонким. В отличие от картин маслом, в работах акварелью отсутствуют фактурные мазки.
читать дальше
, графитный карандаш
Наталья Евгеньевна, желая восстановить справедливость, рассказала также о том, что в доме на улице Десятинной, в котором жил художник, на памятной доске упомянуты работы, которые были созданы по другому адресу художника. «Девочка на фоне персидского ковра», акварель×
Акварель (от итал. «aquarello») – широко известная техника рисования с помощью красок на водной основе, изобретенная в III ст. в Китае. Акварельные краски после растворения в воде становятся прозрачными, поэтому при нанесении их на зернистую бумагу изображение выглядит воздушным и тонким. В отличие от картин маслом, в работах акварелью отсутствуют фактурные мазки.
читать дальше
«Восточная сказка», и работа над Демоном создавались в доме Райсмюллера на Пироговской 4.
Еще одна работа в экспозиции связана с семьей Врубеля — картина «Яблони в цвету» Н. Кузнецова, написанная в имении Якова Евгеньевича Жуковского в Крыму. Жуковский работал в Министерстве финансов и был коллекционером художников начала ХХ века, он был влюблен в Надежду Забела и хотел на ней жениться, но родство не позволило соединить их судьбы. Когда Надежда вышла замуж за Врубеля, Жуковский стал горячим поклонником творчества ее мужа. К тому времени, как Яков Евгеньевич купил землю в Новом Кучук-Кое, Врубель был уже тяжело болен. Возможно, если бы не болезнь, Михаил Александрович стал бы декоратором-оформителем имения Жуковского в Новом Кучук-Кое. В 1907 году оформлять усадьбу приехали художники «Голубой Розы» П.Кузнецов и П.Уткин.
П. Кузнецов «Яблони в цвету», 1907, холст, масло
Читайте также другие наши публикации, посвященные художинку:
«Как Михаил Врубель в Киеве был: маршрутами страстей»
«Тринадцать демонов Михаила Врубеля«
На лекции не обошлось без истории садов. История садово-паркового искусства уходит в глубину веков, начиная с Египта и Азии. В Древней Греции города всегда сливались с ландшафтом, отражая гармонию человека и природы, как видим на работах Котарбинского.
Вильгельм Александрович Котарбинский. Женщина с кувшином
Вильгельм Александрович Котарбинский. Женщина с голубями
  • В. Котарбинский "Женщина с кувшином"
  • В. Котарбинский "Женщина с голубями"
Впервые концепция рукотворного парка появилась в эпоху Возрождения и была оформлена Джакомо Виньолой, а расцвет садово-паркового искусства приходится на эпоху классицизма и барокко. В России сады европейского типа появляются в XVII веке при Петре І. Он очень любил голландский тип парка и воспринимал сады как оплот науки и своеобразные университеты. Для оформления парковых ансамблей в Россию приглашались выдающиеся архитекторы: Растрелли, Кваренги, Пьетро Гонзага, который считал, что сад нужно читать, как упоительный роман.

К концу XIX века потенциал садово-паркового искусства как в Европе, так и в России был исчерпан. В это время появляется интерес к истории садов, их изучают, описывают, появляются труды, посвященные садам.
Сад — это попытка придать среде обитания человека черты небесной гармонии. В. Я. Курбатов в своей книге «Сады и парки» пишет, что сад — это лучшее, что было создано человечеством со времен изгнания Адама и Евы из рая.
Одной из мировоззренческих установок Серебряного века как раз заключалась в поиске гармонии и красоты. На рубеже веков остро ощущалась возможность утраты земного рая. Серебряный век начался с покушения на императора Александра ІІІ и закончился громким убийством Столыпина в Киевском Оперном театре. На Серебряный век, длившийся всего 25 лет, приходится три революции и одна война. М. Нестеров в своей работе «Наташа Нестерова на садовой скамье» 1914 года, написанной в начале Первой Мировой войны, изобразил младшую дочку. Он словно хотел запечатлеть домашний уют, чтобы сохранить милый сердцу уголок.
М. Нестеров «Наташа Нестерова» («На садовой скамейке»), 1914 год, дерево, масло

Фонтаны и фейерверки Петербургских садов

Рукотворный сад — это синтез многих составляющих: архитектуры, скульптуры, дизайна ландшафта, садоводства, ботаники. Одним из важнейших элементов садово-паркового ансамбля были гидротехнические сооружения. Ни один из дворцовых комплексов не обходился без фонтанов, водоемов или прудов! В праздничной композиции А. Гауша фонтан символизирует источник жизни, радости и энергии.
А. Гауш «Фонтаны», 1908 (?), холст, масло
Гауш вместе с Бенуа и Курбатовым входили в Комиссию по изучению старинного Петербурга и пригородов и особое внимание уделяли Петергофу, где проходило множество официальных праздников в честь приезда значительных гостей, - таких как, например, король Сиама. Чтобы показать мощь, красоту и богатство российского двора, на оформление праздников тратились огромные средства. Многочисленная команда занималась иллюминацией садов и архитектуры, украшением беседок, превращая парк в сказочное зрелище.
Само по себе садово-парковое искусство всегда воспринималось как некая театральная постановка. Такой «театральный» подход в работе был присущ Николаю Сапунову, блестящему мастеру «Голубой Розы», у которого к 1907 году в творчестве появляется тема ночных праздников.
Н. Сапунов «Весна. Маскарад», 1912 (?), холст, масло
В 1912 году Сапунов работал в театре Мейерхольда над постановками в Териоках — курорте на берегу Финского залива. Под впечатлением от парка, который окружал виллу, где поселилась труппа театра, Сапунов задумал устроить карнавал «Веселая ночь на берегу Финского залива», однако премьера не состоялась. Ночное катание на лодке с друзьями закончилось трагической гибелью художника.
Н. Сапунов «Праздник ночью», ок. 1910, холст, масло

Забытая табакерка

Разрушенные усадьбы напоминают забытую табакерку — старинную красивую безделушку, которая лежит где-то на чердаке среди ненужного хлама. Как сказал один историк, «отыграла усадебная жизнь на манер старинной табакерки, захлопнулась крышка со старинным вензелем, оставляя в памяти лишь былые предания». Эта элегия по уходящему всегда чувствуется в произведениях В. Борисова-Мусатова.
Усадьбы Борисова-Мусатова наполнены отзвуками прошлого, образами людей давно ушедших. Эскиз «Дама на фоне дома в Зубриловке» (для картины «Призраки») был написан в имении Голицыных-Прозоровских в Зубриловке (Саратовской обл.), где художник провел много времени. Эта усадьба XVIII века, построенная князем Голицыным для своей любимой жены Варвары Васильевны, племянницы Потемкина, славилась огромным ландшафтным парком в 75 гектаров. Дама в кринолинах на работе ниже — младшая сестра художника. Вообще, художник Борисов-Мусатов начинал как импрессионист, а далее был известен как замечательный мастер символизма и модерна. Символизм×Символизм (фр. Symbolisme) – направление искусства, которое нашло отражение в живописи, литературе и музыке. Возник в 1870-80-х годах во Франции, позже распространился в Бельгии, Норвегии и Российской империи. Пика популярности достиг на рубеже XІX-XX веков. Символизму присуща грусть, самоанализ, недосказанность: как будто автор пришел в тихое отчаяние, но постеснялся говорить об этих чувствах, поэтому нарисовал их. читать дальше и модерн — это две стороны одной медали: символизм×Символизм (фр. Symbolisme) – направление искусства, которое нашло отражение в живописи, литературе и музыке. Возник в 1870-80-х годах во Франции, позже распространился в Бельгии, Норвегии и Российской империи. Пика популярности достиг на рубеже XІX-XX веков. Символизму присуща грусть, самоанализ, недосказанность: как будто автор пришел в тихое отчаяние, но постеснялся говорить об этих чувствах, поэтому нарисовал их. читать дальше занимался образным насыщением модерна.
В. Борисов-Мусатов «Дама на фоне дома в Зубриловке», 1901 г., бумага, акварель×
Акварель (от итал. «aquarello») – широко известная техника рисования с помощью красок на водной основе, изобретенная в III ст. в Китае. Акварельные краски после растворения в воде становятся прозрачными, поэтому при нанесении их на зернистую бумагу изображение выглядит воздушным и тонким. В отличие от картин маслом, в работах акварелью отсутствуют фактурные мазки.
читать дальше
, чернила, перо
Экспозицию продолжают работы З.Серебряковой, М.Добужинского, А.Бенуа, на которых предстают тенистые аллеи Царского Села, цветущий фруктовый сад в родовом имении семейства Лансере-Бенуа в Нескучном, роскошная усадьба Тарновских в Качановке и парки Петербурга.
З. Серебрякова «Фруктовый сад», 1908, бумага, акварель×
Акварель (от итал. «aquarello») – широко известная техника рисования с помощью красок на водной основе, изобретенная в III ст. в Китае. Акварельные краски после растворения в воде становятся прозрачными, поэтому при нанесении их на зернистую бумагу изображение выглядит воздушным и тонким. В отличие от картин маслом, в работах акварелью отсутствуют фактурные мазки.
читать дальше
, гуашь×
Гуашь (от франц. Gouache - влажный) – вид живописи, в котором используют матовые водорастворимые краски. Их также называют этим термином. Возникла гуашь в ХI веке, когда к акварели добавили клей и белила для достижения большей плотности. Её консистенция создает непрозрачное изображение, может перекрывать «неудачные» места. В Средневековье гуашевыми краскам создавали миниатюры в книгах. Художники эпохи Возрождения использовали их для эскизов. В России гуашь стала популярна среди плакатистов. В станковой живописи её применяют для оформления декоративных элементов, в сочетании с тушью или акварелью. Гуашью работают не только на бумаге, а и на холсте, фанере, ткани.Краска сначала наносится тонким флоем, а затем перекрывается болем плотным. Существует художественная и плакатная гуашь. Для последней характерна большая насыщенность.
читать дальше
Слева: З. Серебрякова «Яблоневый сад», 1908, бумага, темпера×
Темпера (от лат. temperare – смешивать краски) – краски на основе натуральной (растительный сок, казеин, яичный желток) или синтетической (полимеры) эмульсии, которые изготавливают из сухих пигментов (натуральных либо же искусственных). Темперные краски изобрели задолго до масляных. Гробницы египетских фараонов украшают узоры, выполненные темперой. Не случайно её называют самым долговечным художественным материалом. Творцы используют его уже 3 тысячи лет. В России темперой писали до ХVII века.
читать дальше
.
Справа: З. Серебрякова «Аллея в Царском Селе», 1910-е годы, бумага, гуашь×
Гуашь (от франц. Gouache - влажный) – вид живописи, в котором используют матовые водорастворимые краски. Их также называют этим термином. Возникла гуашь в ХI веке, когда к акварели добавили клей и белила для достижения большей плотности. Её консистенция создает непрозрачное изображение, может перекрывать «неудачные» места. В Средневековье гуашевыми краскам создавали миниатюры в книгах. Художники эпохи Возрождения использовали их для эскизов. В России гуашь стала популярна среди плакатистов. В станковой живописи её применяют для оформления декоративных элементов, в сочетании с тушью или акварелью. Гуашью работают не только на бумаге, а и на холсте, фанере, ткани.Краска сначала наносится тонким флоем, а затем перекрывается болем плотным. Существует художественная и плакатная гуашь. Для последней характерна большая насыщенность.
читать дальше
З. Серебрякова «Осень в Царском Селе», 1910, бумага, акварель×
Акварель (от итал. «aquarello») – широко известная техника рисования с помощью красок на водной основе, изобретенная в III ст. в Китае. Акварельные краски после растворения в воде становятся прозрачными, поэтому при нанесении их на зернистую бумагу изображение выглядит воздушным и тонким. В отличие от картин маслом, в работах акварелью отсутствуют фактурные мазки.
читать дальше
, белила
М. Добужинский «Сфинксы в Качановке», 1916, бумага, акварель×
Акварель (от итал. «aquarello») – широко известная техника рисования с помощью красок на водной основе, изобретенная в III ст. в Китае. Акварельные краски после растворения в воде становятся прозрачными, поэтому при нанесении их на зернистую бумагу изображение выглядит воздушным и тонким. В отличие от картин маслом, в работах акварелью отсутствуют фактурные мазки.
читать дальше
, белила
Д. Бурлюк «Сад весной», хослт, масло
Беседки и павильоны становятся центральным местом некоторых театральных постановок, как это случилось с «Павильоном Армиды». Художником-постановщиком этого балета был А. Бенуа.
А. Бенуа «Павильон Армиды», 1907, бумага на картоне, акварель×
Акварель (от итал. «aquarello») – широко известная техника рисования с помощью красок на водной основе, изобретенная в III ст. в Китае. Акварельные краски после растворения в воде становятся прозрачными, поэтому при нанесении их на зернистую бумагу изображение выглядит воздушным и тонким. В отличие от картин маслом, в работах акварелью отсутствуют фактурные мазки.
читать дальше
Художников «Мира искусства» называют «мечтателями о прошлом». Бенуа говорил, что из всех произведений фантастов ему больше всего нравится «Машина времени». Только отправился бы художник не в будущее, а в прошлое, выбрал бы в нем время по душе и там бы задержался.
А. Бенуа «Май в Версале», середина 1920-х годов, бумага, акварель×
Акварель (от итал. «aquarello») – широко известная техника рисования с помощью красок на водной основе, изобретенная в III ст. в Китае. Акварельные краски после растворения в воде становятся прозрачными, поэтому при нанесении их на зернистую бумагу изображение выглядит воздушным и тонким. В отличие от картин маслом, в работах акварелью отсутствуют фактурные мазки.
читать дальше
, пастель×
Пастель (от лат. pasta – тесто) – материалы, в виде мелков, применяемые в живописи и графике. Может быть восковой, сухой и масляной. Сухая пастель предполагает применение метода растушевки, с помощью которого можно достичь мягких цветовых переходов. Помимо этого различают твердую пастель для рисунка и мягкую для сочных крупных штрихов. Изображение наносят на фактурную поверхность, способную удержать пигмент: бархатную, пастельную и наждачную или тонированную бумагу для акварели. Ранее мастера рисовали даже на замше. Единственный минус – способность осыпаться. Поэтому после завершения работы картину фиксируют специальным материалом или обычным лаком для волос. Название красок произошло от названия техники «а пастелло», применяемой итальянскими художниками ХVI века. Спустя два столетия эту тенденцию подхватили во Франции. Художники, прежде всего, оценили скорость и легкость написания картин с помощью пастели. Ею пользовался Дега, размашисто накладывая краску на поверхность, а после - обрабатывая паром, что делало материал податливым для растушевки пальцами.
читать дальше
, белила
Время, которое было по душе Александру Бенуа — царствование Людовика XIV, любившего проводить время в садах Версаля. В 1900-е и в 1920-е годы Бенуа часто приезжал в Версаль и писал его знаменитый парк, который отличался фигурными партерами, аккуратно выстриженными кустарниками и роскошными скульптурами — копиями знаменитых античных произведений.
А. Бенуа «Аллея в Версале», бумага, акварель×
Акварель (от итал. «aquarello») – широко известная техника рисования с помощью красок на водной основе, изобретенная в III ст. в Китае. Акварельные краски после растворения в воде становятся прозрачными, поэтому при нанесении их на зернистую бумагу изображение выглядит воздушным и тонким. В отличие от картин маслом, в работах акварелью отсутствуют фактурные мазки.
читать дальше
, белила
А. Бенуа «Версальский парк», 1906, бумага на картоне, акварель×
Акварель (от итал. «aquarello») – широко известная техника рисования с помощью красок на водной основе, изобретенная в III ст. в Китае. Акварельные краски после растворения в воде становятся прозрачными, поэтому при нанесении их на зернистую бумагу изображение выглядит воздушным и тонким. В отличие от картин маслом, в работах акварелью отсутствуют фактурные мазки.
читать дальше
, гуашь×
Гуашь (от франц. Gouache - влажный) – вид живописи, в котором используют матовые водорастворимые краски. Их также называют этим термином. Возникла гуашь в ХI веке, когда к акварели добавили клей и белила для достижения большей плотности. Её консистенция создает непрозрачное изображение, может перекрывать «неудачные» места. В Средневековье гуашевыми краскам создавали миниатюры в книгах. Художники эпохи Возрождения использовали их для эскизов. В России гуашь стала популярна среди плакатистов. В станковой живописи её применяют для оформления декоративных элементов, в сочетании с тушью или акварелью. Гуашью работают не только на бумаге, а и на холсте, фанере, ткани.Краска сначала наносится тонким флоем, а затем перекрывается болем плотным. Существует художественная и плакатная гуашь. Для последней характерна большая насыщенность.
читать дальше
Кстати, единственной проблемой в Версале была нехватка воды, и когда король переходил от одного фонтана к другому, служители подавали друг другу сигналы, чтобы вовремя включить фонтан.
А. Бенуа «Каштаны весной. Версаль», 1906, бумага, акварель×
Акварель (от итал. «aquarello») – широко известная техника рисования с помощью красок на водной основе, изобретенная в III ст. в Китае. Акварельные краски после растворения в воде становятся прозрачными, поэтому при нанесении их на зернистую бумагу изображение выглядит воздушным и тонким. В отличие от картин маслом, в работах акварелью отсутствуют фактурные мазки.
читать дальше
К. Юон «Лебеди. Парк Монсо в Париже», 1899, дерево, масло
На выставке представлена также очаровательная акварель×
Акварель (от итал. «aquarello») – широко известная техника рисования с помощью красок на водной основе, изобретенная в III ст. в Китае. Акварельные краски после растворения в воде становятся прозрачными, поэтому при нанесении их на зернистую бумагу изображение выглядит воздушным и тонким. В отличие от картин маслом, в работах акварелью отсутствуют фактурные мазки.
читать дальше
Александра Бенуа «Вилла Д’Эсте. Тиволи».
А.Бенуа «Вилла Д’Эсте. Тиволи», 1921, бумага, акварель×
Акварель (от итал. «aquarello») – широко известная техника рисования с помощью красок на водной основе, изобретенная в III ст. в Китае. Акварельные краски после растворения в воде становятся прозрачными, поэтому при нанесении их на зернистую бумагу изображение выглядит воздушным и тонким. В отличие от картин маслом, в работах акварелью отсутствуют фактурные мазки.
читать дальше
, гуашь×
Гуашь (от франц. Gouache - влажный) – вид живописи, в котором используют матовые водорастворимые краски. Их также называют этим термином. Возникла гуашь в ХI веке, когда к акварели добавили клей и белила для достижения большей плотности. Её консистенция создает непрозрачное изображение, может перекрывать «неудачные» места. В Средневековье гуашевыми краскам создавали миниатюры в книгах. Художники эпохи Возрождения использовали их для эскизов. В России гуашь стала популярна среди плакатистов. В станковой живописи её применяют для оформления декоративных элементов, в сочетании с тушью или акварелью. Гуашью работают не только на бумаге, а и на холсте, фанере, ткани.Краска сначала наносится тонким флоем, а затем перекрывается болем плотным. Существует художественная и плакатная гуашь. Для последней характерна большая насыщенность.
читать дальше
, цинковый и цветные карандаши
Вилла Д’Эсте в Италии была построена в XVI веке для Ипполита ІІ и посвящалась Гераклу — мифическому прародителю роду Д’Эсте. Она находилась на окраине Тиволи, это было удивительно красивое место, которое называли «сто фонтанов». К XVIII веку усадьба пришла в упадок, но своей необыкновенной красотой и прелестью запустения привлекала многих художников. Здесь побывали искусствовед П. Муратов, художница А. Остроумова-Лебедева, а в 1903 году виллу посетил А. Бенуа.

Свою акварель×
Акварель (от итал. «aquarello») – широко известная техника рисования с помощью красок на водной основе, изобретенная в III ст. в Китае. Акварельные краски после растворения в воде становятся прозрачными, поэтому при нанесении их на зернистую бумагу изображение выглядит воздушным и тонким. В отличие от картин маслом, в работах акварелью отсутствуют фактурные мазки.
читать дальше
он написал много лет спустя — в 1921 году. Дело в том, что во время Первой Мировой войны коллекция Эрмитажа была эвакуирована в Москву и зимой 1920 года она вернулась в Эрмитаж. Бенуа возглавил отдел изобразительного искусства и должен был восстановить раздел французского и итальянского искусства XVII—XVIII веков. Очевидно, под впечатлением от встречи с европейским искусством и вспоминая прекрасную виллу в Италии, и была создана эта замечательная акварель×
Акварель (от итал. «aquarello») – широко известная техника рисования с помощью красок на водной основе, изобретенная в III ст. в Китае. Акварельные краски после растворения в воде становятся прозрачными, поэтому при нанесении их на зернистую бумагу изображение выглядит воздушным и тонким. В отличие от картин маслом, в работах акварелью отсутствуют фактурные мазки.
читать дальше
, напоминающую декорацию.
Поцелуи, записки, встречи у фонтанов — любимые сюжеты художника «Мира искусства» Константина Сомова, иллюстратора знаменитой «Книги Маркизы». Художника привлекал XVIII век — век дворцовых переворотов и жажды вечного праздника.
К. Сомов «Прогулка», 1916, бумага на картоне, гуашь×
Гуашь (от франц. Gouache - влажный) – вид живописи, в котором используют матовые водорастворимые краски. Их также называют этим термином. Возникла гуашь в ХI веке, когда к акварели добавили клей и белила для достижения большей плотности. Её консистенция создает непрозрачное изображение, может перекрывать «неудачные» места. В Средневековье гуашевыми краскам создавали миниатюры в книгах. Художники эпохи Возрождения использовали их для эскизов. В России гуашь стала популярна среди плакатистов. В станковой живописи её применяют для оформления декоративных элементов, в сочетании с тушью или акварелью. Гуашью работают не только на бумаге, а и на холсте, фанере, ткани.Краска сначала наносится тонким флоем, а затем перекрывается болем плотным. Существует художественная и плакатная гуашь. Для последней характерна большая насыщенность.
читать дальше
К. Сомов «Прогулка», 1907, бумага, акварель×
Акварель (от итал. «aquarello») – широко известная техника рисования с помощью красок на водной основе, изобретенная в III ст. в Китае. Акварельные краски после растворения в воде становятся прозрачными, поэтому при нанесении их на зернистую бумагу изображение выглядит воздушным и тонким. В отличие от картин маслом, в работах акварелью отсутствуют фактурные мазки.
читать дальше
, тушь, перо
Сценки на фоне парковой декораций наполнены тонкой иронией с налетом фрагонаровской эротики. Блестящий по мастерству рисунок художника, каким владели все петербуржцы, отточенная линия рисунка в технике гуаши и силуэта завораживают зрителей.
Вверху: К. Сомов «Поцелуй. Фейерверк», бумага, тушь, акварель×
Акварель (от итал. «aquarello») – широко известная техника рисования с помощью красок на водной основе, изобретенная в III ст. в Китае. Акварельные краски после растворения в воде становятся прозрачными, поэтому при нанесении их на зернистую бумагу изображение выглядит воздушным и тонким. В отличие от картин маслом, в работах акварелью отсутствуют фактурные мазки.
читать дальше
. Внизу: К. Сомов «Встреча у фонтана», бумага, тушь, акварель×
Акварель (от итал. «aquarello») – широко известная техника рисования с помощью красок на водной основе, изобретенная в III ст. в Китае. Акварельные краски после растворения в воде становятся прозрачными, поэтому при нанесении их на зернистую бумагу изображение выглядит воздушным и тонким. В отличие от картин маслом, в работах акварелью отсутствуют фактурные мазки.
читать дальше
Мисс (Г. В. Ремезова 1890−1927/28) «Поцелуй. В старинном парке», бумага на картоне, тушь, перо
Д. Кардовский «Анна Иоанновна и ее двор», 1907, картон, гуашь×
Гуашь (от франц. Gouache - влажный) – вид живописи, в котором используют матовые водорастворимые краски. Их также называют этим термином. Возникла гуашь в ХI веке, когда к акварели добавили клей и белила для достижения большей плотности. Её консистенция создает непрозрачное изображение, может перекрывать «неудачные» места. В Средневековье гуашевыми краскам создавали миниатюры в книгах. Художники эпохи Возрождения использовали их для эскизов. В России гуашь стала популярна среди плакатистов. В станковой живописи её применяют для оформления декоративных элементов, в сочетании с тушью или акварелью. Гуашью работают не только на бумаге, а и на холсте, фанере, ткани.Краска сначала наносится тонким флоем, а затем перекрывается болем плотным. Существует художественная и плакатная гуашь. Для последней характерна большая насыщенность.
читать дальше
Любопытно, что художники Серебряного века в своих парковых сюжетах часто изображают калитку. Она имеет потаенный смысл и означает также вход в некий завороженный мир. У Герберта Уэллса есть рассказ «Зеленая дверь», где герой в детстве попадает в райский сад. Повзрослев, он уже не может в него попасть, хотя знает, где находится калитка. Мораль проста: тем, кто занят только карьерой и думает о материальных ценностях, недоступны сокровенные мечты!
В. Добужинский (?) «Дама с собакой в осеннем парке», бумага, уголь, гуашь×
Гуашь (от франц. Gouache - влажный) – вид живописи, в котором используют матовые водорастворимые краски. Их также называют этим термином. Возникла гуашь в ХI веке, когда к акварели добавили клей и белила для достижения большей плотности. Её консистенция создает непрозрачное изображение, может перекрывать «неудачные» места. В Средневековье гуашевыми краскам создавали миниатюры в книгах. Художники эпохи Возрождения использовали их для эскизов. В России гуашь стала популярна среди плакатистов. В станковой живописи её применяют для оформления декоративных элементов, в сочетании с тушью или акварелью. Гуашью работают не только на бумаге, а и на холсте, фанере, ткани.Краска сначала наносится тонким флоем, а затем перекрывается болем плотным. Существует художественная и плакатная гуашь. Для последней характерна большая насыщенность.
читать дальше
, акварель×
Акварель (от итал. «aquarello») – широко известная техника рисования с помощью красок на водной основе, изобретенная в III ст. в Китае. Акварельные краски после растворения в воде становятся прозрачными, поэтому при нанесении их на зернистую бумагу изображение выглядит воздушным и тонким. В отличие от картин маслом, в работах акварелью отсутствуют фактурные мазки.
читать дальше
Благоухающими садами времен Серебряного века в Киевском Музее русского искусства можно любоваться до июля 2016 года. Уникальная возможность!
Фотографии в репортаже Александра Ратушняк
Комментировать Комментарии  2
HELP