войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Управление клиентами и продажами через CRM
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Управление клиентами и продажами через CRM
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Центр Помпиду открыл ретроспективу Пауля Клее, а Центр в Берне опубликовал в Сети его записи

Центр Помпиду в Париже этой весной и летом чествует знаменитого швейцарско-немецкого экспрессиониста Пауля Клее. «Ирония в творчестве» стала крупнейшей за последние 47 лет ретроспективой, куда вошли почти 250-ти его произведений. Значительную часть из них предоставил Центр Пауля Клее в Берне, который, в свою очередь, сделал доступным онлайн почти 4 тыс. страниц из записных книжек с конспектами лекций художника в Баухаузе.
Центр Помпиду открыл ретроспективу Пауля Клее, а Центр в Берне опубликовал в Сети его записи
По словам Анжелы Лампе (Angela Lampe), куратора выставки в Центре Помпиду, экспозиция проливает новый свет на карьеру Клее, в частности, на иронический и сатирический аспекты, чьи корни можно проследить в раннем немецком романтизме и в трудах философа Фридриха Шлегеля.
«Ирония в творчестве» разделена на семь тематических блоков, каждый из которых представляет различны


«Ирония в творчестве» разделена на семь тематических блоков, каждый из которых представляет различные этапы в карьере Клее. Это «Сатирические начала», «Клее и кубизм», «Механический театр», включающий влияние дадаизма и сюрреализма, «Клее и конструктивизм», где показан период преподавания в Баухаузе, «Взгляд в прошлое» (творчество художника в 1930-е годы), «Клее и Пикассо» и «Кризисные годы», относящийся к его изгнанию в Швейцарию, войне и болезни.


Слева: Пауль Клее, «Смеющаяся готика» (1915). Нью-йоркский музей современного искусства (MoMA)

Напомним, чуть более года тому в ГМИИ. им. А. С. Пушкина проходила крупная выставка работ Пауля Клее. Так стоит ли стремиться на вернисаж в Париж? Безусловно.
Ретроспектива, которая продлится до 1 августа, включает некоторые самые редкие работы экспрессиониста, в том числе скульптуры, витражи
Кто из великих художников занимался витражным искусством? Где, посмотрев в окно, можно увидеть картину, через которую пробивается свет? Гауди, Муха, Шагал, Тиффани и не только - посланники радуги на Земле. Читать дальше
и рисунки, сделанные в ранние годы.
Пауль Клее родился в семье музыкантов в 1879 году в швейцарском городе Мюнхенбуксе неподалёку от Бер

Пауль Клее родился в семье музыкантов в 1879 году в швейцарском городе Мюнхенбуксе неподалёку от Берна. Он хорошо играл на скрипке и на первых порах не мог выбрать между музыкой, живописью и литературой. Его становление проходило в частной художественной школе в Мюнхене с 1898-го по 1901 годы, а затем в Италии. Там Клее в течение семи месяцев изучал древнее искусство и творчество мастеров Возрождения, и был очарован ими.

Слева: Хьюго Эрфурт, фотопортрет Пауля Клее (1922)

Именно в Италии Клее осознал нехватку творчества в искусстве начала XX века и, одновременно, недостаточность классических техник для изображения современности. Потому собственными средствами выражения художник избрал иллюстрацию, сатирический рисунок и карикатуру.
Незадолго до Первой мировой войны Клее встретился со знаковыми художниками, такими как Август Маке, Василий Кандинский, Франц Марк и стал членом арт-группы «Синий всадник» (Blaue Reiter). Тогда же он отправился в Париж, где открыл для себя работы художественной элиты того времени — Пабло Пикассо, Жоржа Брака, Андре Дерена, Мориса де Вламинка, Анри Матисса и Робера Делоне. Огромное влияние на творчество Клее оказала поездке в Северную Африку в 1914 году, после которой художник стал отдавать предпочтение ярким цветам.
  • Пауль Клее, «Прекрасная садовница» (1939)
  • Пауль Клее, «Любовная песня новой луны» (1939)
В 1920 году галерея Ганса Гольца в Мюнхене устроила первую крупную выставку Пауля Клее, продемонстрировав 371 его произведение. Эта экспозиция сделала его признанным художником, и в том же году мастера пригласили в школу Баухауз
«Не смотри туда, они из Баухауза!» - предостерегали добропорядочные матери своих юных дочерей. Они (студенты Баухауза) играли странную музыку по уикендам и купались нагишом по ночам, девушки стригли коротко волосы и носили брюки, а юноши отпускали длинные волосы и одевались как оборванцы. Баухауз изобрел современного длинноволосого студента художественной школы, у которого кроме непосредственных художественных экзерсисов и пленэров на повестке дня обязательно стоит: расшить сумку кельтскими узорами, выточить кулон из куска найденной во время прогулки неопознанной железяки, за ночь изобрести самый эргономичный дизайн чего-либо для очередного фестиваля или конкурса. И еще десяток важных дел по украшению и совершенствованию окружающего мира. Читать дальше
, основанную Вальтером Гропиусом. Там он вместе с Василием Кандинским преподавал переплётное дело, композицию, работу со стеклом и металлом.
Десятилетие спустя Клее был уже всемирно известным художником, которому недавно открытый Нью-Йоркский музей современного искусства (MoMA) посвятил персональную выставку.
В 1931 году он стал профессором Академии изобразительного искусства в Дюссельдорфа. В тот же период в Германии начал набирать силу национал-социализм. Клее был причислен к «дегенеративным» художникам, отстранён от преподавания, ему запретили выставляться и вынудили бежать в Швейцарию.
В августе 1935 года Клее здоровье ухудшилось — он страдал склеродермией (аутоиммунное заболевание при котором здоровые ткани заменяются рубцовой, — авт.) и писал с трудом. При этом в последний период жизни художник создал значительное количество работ — 1253 произведения только в 1939-м, за год до своей смерти.
После Пауля Клее осталось около 9 тыс. произведений искусства (не считая перчаточных кукол для сына, см. две иллюстрации выше) и множество сочинений, включая две книги — «Мыслящий глаз» и «Природа природы». В них собраны эссе о современном искусстве и лекции для Баухауза, прочитанные в 1920-е годы.
Эти труды считаются настолько же важными для понимания современного искусства, как и «Трактат о живописи» Леонардо да Винчи — для Ренессанса.
Разворот записной книжки Пауля Клее. Фото: kleegestaltungslehre.zpk.org
Разворот записной книжки Пауля Клее. Фото: kleegestaltungslehre.zpk.org
Недавно Центр Пауля Клее сделал доступными онлайн почти все 3 тысячи 900 страниц записных книжек, куда Клее вносил заметки во время преподавания в Баухаузе между 1921-м и 1931 годами.

К сожалению, записи сделаны и расшифрованы лишь на немецком. Однако те, кто не владеет этим языком, могут по иллюстрациям представить живость, ясность и активность мышления Клее — возможно, не менее ярко, чем по его картинам.
Рекомендуемые работы
Эдуард Иосифович Базилянский. Тёплый вечер
Тёплый вечер
1993, 50×70 см
$2 128
Оригинал
Ildar Kozhaev. Spotted dog cooler RGB
  • Реклама
Spotted dog cooler RGB
XXI век, 140×110 см
Анна Андреевна Чернядьева. Объёмная Белая интерьерная картина
  • Реклама
Объёмная Белая интерьерная картина
70×70 см
$191
Оригинал
Kristina Bondarenko. Два
  • Реклама
Два
XXI век, 30×25 см
$80
Оригинал
Kristina Bondarenko. Ok
  • Реклама
Ok
XXI век, 21×15 см
$53
Оригинал
Так выглядят страницы из записных книжек художника на сайте Центра Пауля Клее. Слева — скан оригинал
Так выглядят страницы из записных книжек художника на сайте Центра Пауля Клее. Слева — скан оригинальной заметки, справа — расшифровка
По материалам neurope. eu и openculture.com. Главная иллюстрация — фрагмент картины Пауля Клее «Демонстрация чуда» (1916)