Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
Центр Помпиду в Париже этой весной и летом чествует знаменитого швейцарско-немецкого экспрессиониста Пауля Клее. «Ирония в творчестве» стала крупнейшей за последние 47 лет ретроспективой,куда вошли почти 250-ти его произведений. Значительную часть из них предоставил Центр Пауля Клее в Берне,который,в свою очередь,сделал доступным онлайн почти 4 тыс. страниц из записных книжек с конспектами лекций художника в Баухаузе.
По словам Анжелы Лампе(Angela Lampe), куратора выставки в Центре Помпиду,экспозиция проливает новый свет на карьеру Клее,в частности,на иронический и сатирический аспекты,чьи корни можно проследить в раннем немецком романтизме и в трудах философа Фридриха Шлегеля.
«Ирония в творчестве» разделена на семь тематических блоков,каждый из которых представляет различные этапы в карьере Клее. Это«Сатирические начала», «Клее и кубизм», «Механический театр», включающий влияние дадаизма и сюрреализма,«Клее и конструктивизм», где показан период преподавания в Баухаузе,«Взгляд в прошлое»(творчество художника в 1930-е годы), «Клее и Пикассо» и «Кризисные годы», относящийся к его изгнанию в Швейцарию,войне и болезни.
Слева: Пауль Клее,«Смеющаяся готика»(1915). Нью-йоркский музей современного искусства(MoMA)
Ретроспектива,которая продлится до 1 августа,включает некоторые самые редкие работы экспрессиониста,в том числе скульптуры,витражи
Кто из великих художников занимался витражным искусством? Где, посмотрев в окно, можно увидеть картину, через которую пробивается свет? Гауди, Муха, Шагал, Тиффани и не только - посланники радуги на Земле. Читать дальше
и рисунки,сделанные в ранние годы.
Пауль Клее родился в семье музыкантов в 1879 году в швейцарском городе Мюнхенбуксе неподалёку от Берна. Он хорошо играл на скрипке и на первых порах не мог выбрать между музыкой,живописью и литературой. Его становление проходило в частной художественной школе в Мюнхене с 1898-го по 1901 годы,а затем в Италии. Там Клее в течение семи месяцев изучал древнее искусство и творчество мастеров Возрождения,и был очарован ими.
Именно в Италии Клее осознал нехватку творчества в искусстве начала XX века и,одновременно,недостаточность классических техник для изображения современности. Потому собственными средствами выражения художник избрал иллюстрацию,сатирический рисунок и карикатуру.
В 1920 году галерея Ганса Гольца в Мюнхене устроила первую крупную выставку Пауля Клее,продемонстрировав 371 его произведение. Эта экспозиция сделала его признанным художником,и в том же году мастера пригласили в школу Баухауз
«Не смотри туда, они из Баухауза!» - предостерегали добропорядочные матери своих юных дочерей. Они (студенты Баухауза) играли странную музыку по уикендам и купались нагишом по ночам, девушки стригли коротко волосы и носили брюки, а юноши отпускали длинные волосы и одевались как оборванцы. Баухауз изобрел современного длинноволосого студента художественной школы, у которого кроме непосредственных художественных экзерсисов и пленэров на повестке дня обязательно стоит: расшить сумку кельтскими узорами, выточить кулон из куска найденной во время прогулки неопознанной железяки, за ночь изобрести самый эргономичный дизайн чего-либо для очередного фестиваля или конкурса. И еще десяток важных дел по украшению и совершенствованию окружающего мира. Читать дальше
,основанную Вальтером Гропиусом. Там он вместе с Василием Кандинским преподавал переплётное дело,композицию,работу со стеклом и металлом.
Десятилетие спустя Клее был уже всемирно известным художником,которому недавно открытый Нью-Йоркский музей современного искусства(MoMA) посвятил персональную выставку. В 1931 году он стал профессором Академии изобразительного искусства в Дюссельдорфа. В тот же период в Германии начал набирать силу национал-социализм. Клее был причислен к «дегенеративным» художникам,отстранён от преподавания,ему запретили выставляться и вынудили бежать в Швейцарию.
В августе 1935 года Клее здоровье ухудшилось — он страдал склеродермией(аутоиммунное заболевание при котором здоровые ткани заменяются рубцовой, — авт.) и писал с трудом. При этом в последний период жизни художник создал значительное количество работ — 1253 произведения только в 1939-м,за год до своей смерти.
После Пауля Клее осталось около 9 тыс. произведений искусства(не считая перчаточных кукол для сына,см. две иллюстрации выше) и множество сочинений,включая две книги — «Мыслящий глаз» и «Природа природы». В них собраны эссе о современном искусстве и лекции для Баухауза,прочитанные в 1920-е годы.
Эти труды считаются настолько же важными для понимания современного искусства,как и «Трактат о живописи» Леонардо да Винчи — для Ренессанса.
Недавно Центр Пауля Клее сделал доступными онлайн почти все 3 тысячи 900 страниц записных книжек,куда Клее вносил заметки во время преподавания в Баухаузе между 1921-м и 1931 годами.
К сожалению,записи сделаны и расшифрованы лишь на немецком. Однако те,кто не владеет этим языком,могут по иллюстрациям представить живость,ясность и активность мышления Клее — возможно,не менее ярко,чем по его картинам.