school_banner
Регистрация

В США открылась ретроспектива знаменитого аристократического портретиста Европы XIX века

Мне нравится2       0  
Императоры и королевы, принцессы, князья, аристократы — Музей изящных искусств в Хьюстоне (штат Техас, США) представил «Высшее общество: портреты Франца Ксавьера Винтерхальтера». Это экспозиция примерно 45 картин одного из наиболее известных придворных портретистов Европы своего времени. Работы, собранные из государственных, частных и королевских коллекций со всего мира, прибыли в Техас из Германии — после выставки в Городском музее Фрайбурга, — а затем отправятся в Музей дю Шато-де-Компьень во Франции.
Дополнением к полотнам стали туалеты, выполненные востребованным кутюрье XIX века Чарльзом Фредериком Уортом и несколькими его современниками.
На картине выше изображён герцог Веллингтон, подносящий подарок королеве Виктории, её супругу принцу Альберту и сыну принцу Артуру. Сцена напоминает «Поклонение волхвов». Полотно было заказано королевой Викторией в честь 1-го мая 1851 года и имело тройное значение: это был первый день рождения принца Артура, 82-й день рождения его крёстного — герцога Веллингтона, а также день открытия Великой выставки в Лондоне (на заднем плане виден Хрустальный дворец, построенный для этого мероприятия). Принц Артур держит ландыши — традиционные первомайские цветы, символизирующие удачу.

Франц Ксавьер Винтерхальтер с непревзойдённым блеском изображал элегантность своих аристократических натурщиков, сочетая виртуозную технику с тонким психологизмом. Он обладал необыкновенным талантом передавать чувственность кожи, красоту волос и роскошь тканей. Бальные и свадебные платья, утренние туалеты и парадные одежды, которые представлены в экспозиции, дают дополнительное понимание того, как интерпретация моды того времени стала первостепенным фактором, позволившим Винтерхальтеру достичь успеха в качестве живописца высшего света.

На фото выше: вечернее платье от Чарльза Фредерика Уорта из жёлтого атласа с кружевами и тюлем (ок. 1866 — 1868). Художественный музей Филадельфии
Франц Ксавер Винтерхальтер. Автопортрет с братом Германом

Франц Ксавьер Винтерхальтер (1805 — 1873) родился в немецкой деревушке Менценшванда. В раннем возрасте его талант обнаружил преподаватель, который отправил мальчика в соседний Фрайбург учиться рисованию и созданию гравюр. В 1823 году Винтерхальтер начал обучение в Художественной академии Мюнхена, а также у Йозефа Карла Штилера — известного портретиста и придворного художника короля Баварии. Вероятно, этот наставник привил юноше любовь к портретной живописи и стремление достичь аналогичного уровня.

Иллюстрация выше: Франц Ксавер Винтерхальтер, «Автопортрет с братом Германом» (1840). Художник изобразил себя сидящим
В 1830 году Винтерхальтер переехал в Карлсруэ, где написал портреты великого князя Леопольда и его супруги Софии Вильгельмины. Спустя два года августейшая чета отправила художника в Рим, а по возвращении летом 1834 года он стал их придворным живописцем. Однако вскоре молодой человек решил покорить Париж — и быстро завоевал там популярность, став художником при дворе короля Луи-Филиппа. Монарх поручил ему создать более 30 крупных портретов французской королевской семьи, которые до сих пор находятся в Версале и считаются одними из лучших произведений мастера.
Франц Ксавер Винтерхальтер. Венцеслава Барщевская, мадам де Юрьевич
Франц Ксавер Винтерхальтер. Принцесса Анна фон Гессен (Мария Анна Прусская)
  • Франц Ксавер Винтерхальтер, «Венцеслава Барщевская, мадам де Юрьевич» (1860)
  • Франц Ксавер Винтерхальтер, «Принцесса Анна фон Гессен (Мария Анна Прусская)» (1858)
На волне этого успеха Винтерхальтер в 1842 году впервые отправился в Англию. В течение следующих 20-ти лет он выполнил более 120-ти заказов королевы Виктории и принца Альберта. В 1850-х — 1860-х годах художник много путешествовал по Европе, написал портреты императора Франца Иосифа и императрицы Елизаветы (Сиси) Австрийских, императрицы России, императора Наполеона III и Евгении Французских, королевы Изабеллы II Испанской, а также бесчисленных аристократов и придворных.
Винтерхальтера хвалили за тонкую интимность портретов, за способность создать тот образ, который желал заказчик, и за превосходную визуализацию текстур и модных деталей. При этом его работы критиковали за слащавость и поверхностность.
Винтерхальтер перестал быть придворным художником внезапно — после падения Второй империи во Франции в 1870 году. Он вернулся в свой родной Баден, где вскоре умер. Его слава пережила его на десятилетия, но со временем сошла на нет. Из небытия художника возродила выставка, организованная в 1987 году Национальной портретной галереей в Лондоне и Малым дворцом в Париже. Нынешняя экспозиция «Высшее общество» в Хьюстоне содержит множество произведений, которые не вошли в ретроспективу тридцатилетней давности.
По мнению искусствоведов, Франц Ксавьер Винтерхальтер занимает достойное место между его предшественником Антонисом ван Дейком и последователем Джоном Сингером Сарждентом.
Франц Ксавер Винтерхальтер. Наполеон III, император Франции
Франц Ксавер Винтерхальтер. Леопольд I, король Бельгии
  • Франц Ксавер Винтерхальтер, «Наполеон III Французский» (1855)
  • Франц Ксавер Винтерхальтер, «Леопольд I, король Бельгии» (1840)
Выставка «Высшее общество: портреты Франца Ксавьера Винтерхальтера» в Музее изящных искусств Хьюстона продлится до 14 августа.
По материалам официального сайта Музея изящных искусств Хьюстона и artdaily.com. Главная иллюстрация — Франц Ксавер Винтерхальтер, «Великая княгиня Леонилла Сайн-Витгенштейн-Сайн» (1843)
Комментировать Комментарии
HELP