school_banner
Регистрация

Тюльпаномания: в Лондоне открылась выставка голландских цветочных натюрмортов

Мне нравится6       0  
Яркой выставкой приветствует наступление весны Лондонская национальная галерея. Экспозиция «Голландские цветы» изучает трансформацию нидерландской цветочной живописи на протяжении двух столетий. Натюрморты Яна Брейгеля Старшего, Амброзиуса Босхарта, Руланта Саверея и других мастеров услаждают взгляды посетителей в залах. Параллельно все желающие могут полюбоваться живыми цветами на всемирно известных выставках Королевского садоводческого общества в Челси, историческом районе Лондона, и парке Хэмптон-Корт.
Иллюстрация выше: этот натюрморт Амброзиуса Босхарта стал одним из крупнейших приобретений, сделанных Лондонской национальной галереей за последние пять лет
«Голландские цветы» — это первая выставка подобного рода в Великобритании за последние более чем 20 лет. В залах Лондонской национальной галереи разместились 22 работы, датированные разными периодами, — от момента зарождения цветочной живописи нидерландского Золотого века и до её полного расцвета в конце XVIII века.
У посетителей будет возможность детально оценить стилистические и технические характеристики каждого мастера.
Пауль Теодор ван Брюссель. Фрукты и цветы

На рубеже XVII века такие художники как Ян Брейгель Старший, Амброзиус Босхарт и Рулант Саверей стали одними из первых, кто начал изображать на картинах исключительно цветы. Искусствоведы считают, что внезапное появление этого жанра было связано с развитием научного интереса к ботанике и садоводству в конце предшествующего столетия. В этот период в Нидерландах создавались ботанические сады и процветала международная торговля экзотическими цветами.

Слева: Пауль Теодор ван Брюссель, «Фрукты и цветы» (1789)

Наиболее ранние цветочные натюрморты составлялись из растений разных сезонов, располагались в одной плоскости и имели симметричную компоновку. В течение XVII века букеты стали более непринуждёнными, асимметричными, а более дорогие цветы могли служить фоном для более простых, чтобы создать естественное ощущение глубины. К концу следующего века такие картины рассматривались в основном как декоративные и палитра стала светлее в соответствии со вкусами того времени.
На протяжении всего периода многие художники использовали гладкие медные или деревянные панели, на которых хорошо видно совершенство мазка.
Ныне для нас символом Голландии являются тюльпаны — легкодоступные цветы всех оттенков радуги. Но в конце XVI века, когда их ввезли из Турции, они считались бесценными и быстро стали вожделенным предметом роскоши, заняв видное место на полотнах той эпохи.
В культуре, которая ценит экзотическое и необычное, тюльпаны стали воплощением интригующей непредсказуемости: с течением времени, казалось бы случайно, цветок может внезапно из пёстрого стать простым или наоборот. Сейчас нам известно, что эти яркие полосы вызваны вирусами, поражающими растение, но в XVII веке подобные мутации казались чудом. Двумя самыми дорогими сортами были красно-белый «Семпер Августус» и красно-жёлтый «Висерой». Оба они есть на картине Босхарта «Цветы в стеклянной вазе» (1614).
  • Амброзиус Босхарт, фрагмент натюрморта «Цветы в стеклянной вазе» (1614)
  • Амброзиус Босхарт, фрагмент натюрморта «Цветы в стеклянной вазе» (1614)
Рулант Саверей. Цветочный натюрморт

В первое время учёные и знатоки обменивались необычными образцами, но впоследствии луковицы стали продавать. К середине 1630-х годов родился бешеный спрос на самые экзотические сорта, стоимость которых поднялась до заоблачных высот — началась так называемая «тюльпаномания». Впрочем, в начале 1637 года цены внезапно рухнули и уже никогда не достигли былого уровня. Тем не менее, тюльпаны остаются одними из самых популярных цветов, выращенных в Нидерландах, и приносят немалые прибыли цветоводам.


Слева: Рулант Саверей, «Цветочный натюрморт» (1603)


Выставка «Голландские цветы» в Лондонской национальной галерее продлится до 29 августа.
По материалам официального сайта Лондонской национальной галереи. Главная иллюстрация — фрагмент натюрморта Пауля Теодора ван Брюсселя, «Цветы в вазе» (1792)
Комментировать Комментарии  1
HELP