school_banner
Регистрация

Брюссельский BOZAR предлагает взглянуть на чёрно-белого Рембрандта

Мне нравится0       0  
Сегодня Рембрандт считается одним из величайших живописцев всех времён, но в течение жизни он был известен, прежде всего, как виртуозный гравёр. Центр изобразительных искусств в Брюсселе (BOZAR) представил выставку «Рембрандт в чёрно-белом». Это собрание примерно 85 оригинальных офортов, которые демонстрируют ныне малоизвестную грань творчества этого популярного художника голландского Золотого Века.
Рембрандт Харменс ван Рейн. Автопортрет художника, облокотившегося на каменный подоконник


Ежедневно тысячи посетителей приходят в Рейксмюзеум в Амстердаме, чтобы полюбоваться картиной «Ночной дозор», которая является наиболее известной работой Рембрандта Харменса ван Рейна (1606 — 1669). Поклонники изобразительного искусства интересуются в первую очередь живописными произведениями мастера. Однако в своих офортах художник поднимал те же темы, что и в полотнах.

Автопортрет Рембрандта, опирающегося на каменный подоконник (1639)

С помощью травления Рембрандт делал наброски для будущего воплощения в красках, а то, что гравюры можно было легко и широко распространять по разумной цене, способствовало его славе.
Экспозиция демонстрирует многообразие тем, к которым обращался Рембрандт в своих офортах: от библейских, мифологических и аллегорических сцен до изображений повседневности. Наряду с пейзажами, обнажённой натурой и портретами представлены и широко известные автопортреты. Среди шедевров, занимающих центральное место, — гравюры «Христос, исцеляющий больных» (или «Лист в сто гульденов»), созданный около 1648 года, автопортрет Рембрандта, опирающегося на каменный подоконник (1639), «Адам и Ева» (1638) и «Вид Амстердама» (ок. 1640 — 1641).
Рембрандт Харменс ван Рейн. Слепой Товит

Особенность гравюр — в мастерски переданной игре света и тени. Рембрандт был фотографом ещё до того, как сам термин был составлен из греческих слов «фотос», «свет» и «графо», «пишу». Офорты голландского «светописца» часто являются своего рода «снимками» момента предшествующего действию или следующего за ним. В «Слепом Товите» (1651) художник изобразил сцену из Библии не в кульминационный момент, когда отец и сын обнялись после долгой разлуки, а за мгновение до того, — когда отец бросился к двери, раздираемый одновременно надеждой и мукой.

В довершение ко всему, персонажи выглядят очень реалистично: Рембрандт не стремился к идеализации тела, его Адам и Ева предстают перед нами как люди из плоти и крови.
Важно и то, что в BOZAR выставлены оригинальные гравюры XVII века. Большинство оттисков сделаны самим Рембрандтом лично или в его мастерской. В отличие от картин, где крупные фрагменты часто прописывали ученики, пластина для офорта настолько мала, что мастер мог работать над ней только самостоятельно.
И ещё одна любопытная деталь. Музей предлагает посетителям интерактивное приложение, которое позволяет внимательнее взглянуть на гравюры и изучить сложность использованных методов. Информация о каждом экспонате выводится на экран планшета, а отсканировав работу, можно получить дополнительные данные о ней и изображение с высоким разрешением, которое позволяет изучить офорт×
Офорт (от фр. eau-forte - «крепкая вода») – гравюра, создаваемая на металлической поверхности с помощью травления контура рисунка кислотами. До XVI века изображение умели гравировать только острыми резцами, что гораздо сложнее, нежели при помощи химических реакций. Многие известные художники, которые тяготели к более живописной передаче образов в графике, эксперементировали с данной техникой. Среди них – Рембрандт (Rembrandt) и Дюрер (Dürer).
читать дальше
вплоть до мельчайших деталей.
Рембрандт Харменс ван Рейн. Автопортрет с Саскией


В приложении есть также игры для детей и родителей «Найди отличия» и «Как хорошо вы знаете Рембрандта?». Они позволяют посмотреть на технику травления, что называется, и в шутку, и всерьез, и предлагают пользователям отличить оригинальные гравюры Рембрандта от подделок.

Слева: Рембрандт, «Автопортрет с Саскией» (1636)

Выставка «Рембрандт в чёрно-белом» в BOZAR продлится до 29 мая.
По материалам artdaily.com. Главная иллюстрация — Рембрандт, «Купающаяся Диана» (1631)
Комментировать Комментарии
HELP