Регистрация

Выставка работ Гелия Коржева в Третьяковской галерее

Мне нравится10       0  
«Острая», «парадоксальная», «мощная», «долгожданная» — открывшуюся первую в стране ретроспективу Гелия Коржева обсуждают вовсю. Сильный, неожиданный, настоящий — Коржев «цепляет за живое». Канонические работы и неизвестные широкому зрителю темы — от библейских сюжетов до жутковатых, почти босховских «Тюрликов», — в залах на Крымском валу собрано более 150 работ художника.
Кто-то назвал Гелия Коржева «художником русской беды», но дело, скорее, в другом. В его работах всегда есть сильная эмоция, которая вызывает острое сопереживание, не всегда приятное зрителю.
В экспозиции собраны работы из крупнейших музеев России и мира. «Выставка без клише» — так говорит директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.
«Выставка, блестяще придуманная, начинается резко — прямым, острым, пронзительным взглядом. Это один единственный глаз на обожженном солдатском лице, от которого нет сил отвернуться, хотя выдержать этот взгляд совсем не просто. Дальше глаз почти не будет, будут черные провалы вместо глаз у Ленина, закрытые глаза, отсутствия глаз у многих персонажей, бельма Гомера. Будет мастерски написанная плоть (прям русский Люсиан Фройд), узловатые пальцы, мощь сжатых кулаков. Будет настоящая, сермяжная любовь к трудовому человеку — пахарю, воину, художнику. Русский мир. Будут бесконечные попытки поднять красное знамя или подняться самому. „Вставай, Иван!“ — обращение Гелия Коржева к пьяному русскому человеку в ватнике, валяющемуся на снегу, как разбившийся Икар. Иван не слышит, встать не может. Люди, воины и герои, оборачиваются тюрликами-монстрами в работах 90−2000 годов. Смерть трубит зарю. Катастрофа, которую писал Коржев, смела и его самого. Увлекла за собой. Но не сломила. Крепкий оказался старик. Он умер вместе со своей страной, он умер, когда окончательно выродилась Идея, питавшая его правду» — написал о выставке и о художнике Кирилл Серебренников, один из главных культурных героев Москвы, художественный руководитель «Гоголь-центра».
На фото с выставки - картина «Поднимающий знамя» Гелия Коржева.
Сам Коржев, шутя, называл себя «старым соцреалистом». Однако на картинах его отражается реальность не столько социализма, сколько социума. Духовный реализм — вот что притягивает. Занимая высокие посты в Союзе художников, в творчестве Коржев сумел уйти от глянцевой картинки политзаказа. Искусствоведы считают Гелия Коржева представителем «сурового стиля», но сам художник по этому поводу говорил: «Суровый стиль начинали Петров-Водкин и Дейнека, а не мы!».
Гелий Коржев родился в 1925 году, в Москве. Эпоха перемен, Вторая мировая война, возрождение×Преодолев страх перед собственным отображением в воде, человек захотел этот фантом удержать. Испробованы были всевозможные средства: емкости с водой, полированные поверхности, эксперименты с оловом и пр. Наконец, многовековые опыты завершились тем, что все мы можем себя видеть с утра до вечера, и зеркало из загадочного и зловещего превратилось в заурядный предмет обихода. Но в истории живописи у зеркал была и продолжается бурная и яркая жизнь. Так за что же их так полюбили художники? читать дальше Страны советов, «стройки века» — все это находило отражение в его творчестве. Гелий Коржев получил основательное художественное образование. После окончания Московского художественного института имени В. И. Сурикова (мастерская главы социалистического направления Сергея Герасимова) молодой живописец завоевал широкую известность. Его триптих «Коммунисты» (1957−1960) и картины из серии «Опаленные огнем войны» (1962−1967) — классика соцреализма.
«В творчестве я более всего дорожу свободой. Свобода — это писать то, что я хочу, и так, как чувствую и могу»
Коржев выводил политику за рамки своих полотен; пускай здесь есть и красные знамена, и вожди, и самые простые люди — художник всегда обращается к духу, к внутреннему миру, к вечности в глазах… Смотрящего?

«Здесь в образе строго солдата он изобразил своего отца — известного архитектора — конструктивиста Михаила Коржева. А девочка — это его дочка Ирина, — рассказала генеральный директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова. — Это не пафосные плакатные образы, это переживание того, что было. И именно поэтому многие из этих образов связаны с близкими для художника людьми».

Гелий Коржев. Беспокойство. 1965

«Деревенские» и «социальные» натюрморты Коржева неизменно оставались для него не только творческой лабораторией, но и точным высказыванием о времени («Стакан молока», 1984; ГТГ; «Социальный натюрморт», 1992, частное собрание, США).
Гелий Михайлович Коржев. Самовар
Гелий Михайлович Коржев. Натюрморт с топором и дрелью
Те, кто считают цикл картин Коржева «Тюрлики» сатирическим, заблуждаются — это тоже реализм, выраженный через личностное восприятие художника перемен, происходящих в стране.
Ужас, сумбур, кровь и страшная реальность 90-х годов прошлого века, одиозные фигуры политического истеблишмента — все это нашло отражение в «Тюрликах». Таким видел это время Гелий Коржев, и гадкие, страшные Тюрлики вызывают тошноту и отторжение, порой — еще и от узнавания некоторых персонажей, ситуаций, подтекста, актуального в нынешних временах. В любых временах.
Последние два десятка лет Гелий Коржев работал вдали от людей и суеты, обратившись к библейским сюжетам. Первую выставку картин этого цикла показали публике уже после кончины художника, в 2012 году, в столичном Институте русского реалистического искусства. Выставка «Библия глазами соцреалиста» вызвала большой резонанс: непривычная тематика и глубина ее исследования и осмысления, и все то же реалистическое мастерство передачи эмоции шокировали.


«Рождество Христово», «Благовещение», «Распятие»… Исторгая из себя коммунистическую пропаганду атеизма, Гелий Коржев писал свой «Библейский цикл» долго, оставив все официальные должности после кончины родителей в 1986 году. «Тут есть враги, есть друзья, но нет политики» — так он говорил о сюжетах своих полотен. «Благовещение» Коржев писал десять лет, много раз переписывал картину «Адам и Ева»… Цикл был представлен впервые в 2007 году на выставке в США; художник не оставлял этой темы до конца жизни.
В экспозиции представлено 160 работ, из них 38 картин предоставил коллекционер Реймонд Джонсон. Это большая удача для Третьяковки, и большая работа, которая была проведена кураторами и директором Зельфирой Трегуловой — ведь последние пять лет обмен экспонатами с американскими музеями практически невозможен. Многие картины выставляются впервые.

Не так давно «Фонд Коржева» выпустил книгу «Иконотека», в которой собрано более 1600 иллюстраций. Это неизвестные широкой публике картины Гелия Коржева, этюды и зарисовки, графика, а также архивные фотографии. На страницах объемного издания — история семьи Коржевых, биография и дневники художника, творческий процесс создания картин, от эскизов до готовой работы.

Гелий Коржев. Дон Кихот. 1985
Картины Гелия Коржева побуждают зрителя не просто смотреть — видеть, чувствовать и думать. Станет ли выставка работ Коржева в Третьяковской галерее такой же популярной, как экспозиция Серова? Вероятно, нет, однако возможность прикоснуться к действительно большому искусству все же может быть оценена.

Выставка работ Гелия Коржева в Государственной Третьяковской галерее работает до 14 июня 2016 года.
Главная иллюстрация: Гелий Коржев. Горнист. 2008
Комментировать Комментарии
HELP