school_banner
Регистрация

Музей в Лилле сделал скульптуры Модильяни центром ретроспективы его творчества

Мне нравится20       0  
Нестандартный взгляд на творчество Амедео Модильяни предлагает этой весной Музей современного искусства метрополии Лилля (LAM). Галерея, которая хранит шесть картин и восемь рисунков художника с Монпарнаса, организовала ретроспективу «Амедео Модильяни, внутренний глаз». В ней значительное внимание уделено скульптурам итальянца. Эта грань его творчества была темой специализированной выставки только в 2010 году — в итальянском Роверето.
Посетители получили редкую возможность увидеть мраморные работы мастера, собранные Роже Дютийелем и Жаном Мазюрелем — основателями коллекции современного искусства LAM’а.
Амедео Модильяни держит второе место среди самых дорогих художников в мире, чьи картины проданы на торгах. В ноябре прошлого года его «Лежащая обнажённая» ушла с молотка за рекордные 170 млн долларов. Вместе с тем Модильяни — второй и среди самых дорогих скульпторов (после Альберто Джакометти): изваяние «Голова» из известняка, предварительно оценённое в 4 — 6 млн евро, принесло на аукционе в 2010 году 43,2 миллиона.
Амедео Модильяни. Автопортрет в виде Пьеро


Экспозиция «Амедео Модильяни, внутренний глаз» включает в себя множество потрясающих и несколько неожиданных картин и рисунков. «Автопортрет в виде Пьеро» в приглушённых зелёном и розовом тонах, напоминающий раннего Пикассо; набросок нервного и утончённого Жана Кокто, построенный из взаимосвязанных треугольников; лучезарный портрет Хаима Сутина — все они удивительным образом воссоздают атмосферу нищей творческой лаборатории на Монпарнасе в период Первой мировой войны.


Слева: Амедео Модильяни, «Автопортрет в виде Пьеро» (1915)

Амедео Модильяни. Портрет Хаима Сутина
Амедео Модильяни. Набросок к портрету Жана Кокто
  • Амедео Модильяни, «Портрет Хаима Сутина» (1915)
  • Амедео Модильяни, набросок к портрету Жана Кокто (1917)
Но скульптуры являются отличительной особенностью выставки.

Музей в Лилле владеет мраморной «Головой женщины» из коллекции Роже Дютийеля. Вокруг этого удлинённого, архитектурно выразительного шедевра собрана замечательная группа каменных скульптур и набросков к ним. Они дополнены примерами африканской и азиатской архаики, чьё влияние на Модильяни оказалось решающим в 1906 году.

Слева: Амедео Модильяни, «Голова женщины» (1913)

У «Головы женщины» (1911) два сплющенных лица, геометрические линии акцентированы, насечены с обеих сторон, словно художник был недоволен своей первой попыткой. Грубо вырезанная «Голова» (1911), присланная из Вашингтона, сочетает отсылки к кикладской и романской культурам.
Скульптура Амедео Модильяни «Голова» (1910 — 1912) была продана на аукционе Christie’s 14 июня 2010 года за 43,2 миллиона евро. Фото: Christie’s Images via Bloomberg
Известняковая «Голова женщины» (1912) из Филадельфии выставлена рядом с деревянными и медными масками с Берега Слоновой Кости, а также с упрощённым рисунком Модильяни. Расписная деревянная «Кариатида» (1912) из Дюссельдорфа с поднятыми руками, искажённым телом и согнутыми ногами соседствует с фрагментом египетского погребального изображения богини Нут, датированным 600 годом до н. э.
Страдающий от туберкулёза и нищеты, Модильяни забросил скульптуру в 1914 году. Однако в картинах он сохранил стилизованное великолепие и геометрические ритмы, характеризующие его изваяния. На выставке можно увидеть «Женщину в синем платье», изображающую бывшую проститутку Фернанду Барре (фрагмент этой картины — главная иллюстрация новости), и «Женщину с бархатной лентой» — портрет Беатрис Гастингс, круглолицей, уверенной в себе любовницы художника.
Одному из своих натурщиков Модильяни сказал, что стремится передать глаза, «глядящие внутрь». Большинство из его портретируемых, как и сам Модильяни, завершили свой путь трагически: Гастингс отравилась газом; Сутин погиб в оккупированной нацистами Франции; друг и дилер Леопольд Зборовский, обанкротившись, умер молодым во время Великой депрессии. Внутренняя меланхолия, взгляд, обращённый в себя, характерные для портретов кисти Модильяни, и дали название всей ретроспективе.
Амедео Модильяни. Мальчик в шортах
Амедео Модильяни. Портрет Роже Дютийеля
  • Амедео Модильяни, «Мальчик в шортах» (1918)
  • Амедео Модильяни, «Портрет Роже Дютийеля» (1919)
Выставка «Амедео Модильяни, внутренний глаз» в Музее современного искусства метрополии Лилля продлится до 5 июня, после чего отправится в Хельсинки и Будапешт.
По материалам ft.com и официального сайта Музея современного искусства метрополии Лилля
Комментировать Комментарии  1
HELP