Регистрация

Джованни Баттиста Тьеполо: 10 занимательных фактов о художнике

Мне нравится3       0  
Тьеполо — великий художник итальянского рококо×Рококо называют самым легкомысленным и бездумным из всех стилей в искусстве. Почему тогда рококо столь значимо для русской изобразительной культуры? Почему определение от слова «рококо» звучит для нашего уха так экзотически – «рокайльный»? В чем основное различие рококо и барокко, которые люди малосведущие часто путают? Наконец, почему рококо – это прямой и непосредственный предок современной глянцевой культуры? Обо всем этом пойдёт речь ниже. читать дальше , гений фресок и гравюр, а также истинный пионер «3D арта». Старинные легенды, семейные сцены, находки на чердаке, миллионные итоги аукционов и даже скандал с Берлускони — таковы факты о Джованни Баттиста Тьеполо, последнем из «великих венецианцев».

3D - арт в XVIII веке

Тьеполо (Giovanni Battista Tiepolo, 5 марта 1696, Венеция — 27 марта 1770, Мадрид) — искусный художник 3D: расписывавший потолки палаццо, он использовал визуальные эффекты, «возвышая» потолок и придавая небесам удивительную реальность. Облака выплывают из-за колонн, а ангелы так и парят — того и гляди, приземлятся на плечо восхищенному зрителю!

Джованни Баттиста Тьеполо. Агарь в пустыне
Джованни Баттиста Тьеполо
Джованни Баттиста Тьеполо. Беллерофонт на Пегасе
Джованни Баттиста Тьеполо
Джованни Баттиста Тьеполо. Иаков
Джованни Баттиста Тьеполо

Два мира на картине

Античность и библейские мотивы в рамках одной работы одновременно — таково совершенно уникальное видение Тьеполо. Александр Бенуа, русский художник и большой поклонник Тьеполо, говорил еще и о «сказочности» его сюжетов.
Джованни Баттиста Тьеполо. Фрески из Палаццо Дуньяни. Сципион и раб


«Визитка» Тьеполо
— расписные плафоны.

«Все лучшее, созданное Тиеполо, — плафоны, — писал Александр Бенуа. — … Если разглядывать в бинокль гениальный плафон Тьеполо на вилле Гримани в Стра, то моментами иллюзорность доходит до чего-то жуткого. Просто не хочется верить, что эти улыбающиеся, весёлые, полные жизни существа, ныряющие и плавающие среди серых туч, и сами эти тучи были только живописью, пятнами красок по штукатурке».

Семейный подряд - королю!

Жена — Сесилия Гварди — подарила мастеру не только «пропуск» в высший круг творцов (Гварди — одно из самых влиятельных семейств художественного мира того времени), но и 10 детей, двое из которых тоже стали художниками. Доменико и Лоренцо помогали расписывать дворец испанского короля Карла Третьего. Пожилого художника в 1761 г. пригласили на работу, от которой он не смог отказаться, и в 70-летнем возрасте Тьеполо вновь явил миру чудо своего творчества. Семейного!

Всемирные фрески - Вюрцбург

Работа, которая принесла международную славу творцу и наиболее известна в наши дни — росписи резиденции князя-епископа в Вюрцбурге (1750−1753 годы). Фрески на потолке над лестницей — крупнейшая в мире и посвящена частям света: Европе, Азии и Африке, с соответствующими пейзажами, персонажами и животными. А из офортов Тьеполо самые известные серии — Vari Capricci (ок. 1740−1742) и Scherzi di Fantasia (ок. 1743−1757).

Аукционные рекорды

Сегодня о Тьеполо мы нередко слышим в новостях аукционных домов.
Современные финансовые рекорды таковы: 5 906 500 долл. за работу «Прибытие Генри III на виллу Кантарини» 25 января 2012 года…


… и 542 500. долл. за рисунок углем на бумаге «Пульчинеллы готовят на обед клецки с пармезаном» 31 января 2013 г. Неплохие блюда готовит Christie’s !

Ах, Эрмитаж!

Эрмитаж гордится коллекцией из 10 произведений Тьеполо, среди которых — пять больших декоративных полотен на сюжеты из истории Древнего Рима, составляющие половину картин серии, написанной мастером ок. 1725 года для венецианского дворца Дионисио Дольфин (остальные хранятся в Художественно-историческом музее Вены и в музее Метрополитен).

Также из «эрмитажных» широко известна небольшая картина Тьеполо «Меценат представляет императору Августу свободные искусства». И это — заказ: граф Альгаротти, покровитель Тьеполо (он, кстати, после смерти творца сохранил около 300 его набросков к фрескам), в 1743 г. решил сделать презент графу Брюлю — саксонскому министру и советнику по вопросам искусства курфюрста саксонского и короля польского Августа III.

…Надо ли говорить, что образы императора Августа и Мецената схожи с ликами Августа III и графа Брюля? Из собрания этого графа картина и попала в Эрмитаж.

Бесстыжая Флора

В 2008 году имя Тьеполо было у всех на устах в арт-мире: картину мастера нашли на чердаке французского имения. Стыдливые бабушка и дедушка нынешних владельцев припрятали шикарную даму «топлесс» от греха подальше. Благодаря этому картина отлично сохранилась. Предполагают, что ее заказывала российская императрица Елизавета для украшения Зимнего дворца — имеются аналогичные образы серии. Полотно назвали «Портрет×Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». читать дальше леди в образе Флоры» и вскоре продали с аукциона Christie’s за 4 227 780 долларов, почти втрое «перекрыв» немалый эстимейт.

Бюст и Берлускони

Еще одна «обнаженка» Тьеполо в 2008, еще и со скандалом: премьер-министр Италии Сильвио Берлускони перед визитом премьер-министра Ирака Нури аль-Малики Берлускони «прикрыл» соски Правды. Точнее — вроде бы приказал заретушировать натуру на картине 260-летней давности «Время разоблачает правду». Работа хранится в римском палаццо Киджи (Chigi), где Берлускони проводит пресс-конференции. Журналисты «цензуру» заметили и растрезвонили на весь мир. Правда, быстро выяснилось, что Правду не испортили, а только скрыли: полотно временно заменили «подмазанной» копией.

Львов: рисунки в темном зале

Работы Джованни Баттиста Тьеполо — оригинальные рисунки, — имеются и в коллекции Национальном музее Львова (Украина). Это 5 рисунков, бесспорно, работы самого мастера, и еще 3 — возможно, также его руки. Самый известный — «Медный змий» («Фурии»). Интересен и рисунок «Этюд×Этюд – учебный набросок, который художник использует для изучения натуры. Эдакие прописи для художника, где все просто и понятно. Этюд пишется быстро, точно, схематично, буквально на коленке – это проверенный способ осязания мира и его каталогизации. Но статус этюда в истории искусства настолько неустойчив, что иногда он приобретает значение гораздо большее, чем финальная картина, для которой он служил подспорьем. Его окружают серьезной широкой рамой – и водружают на музейные стены. Так в каком же случае этюд – это ученическая разминка, а в каком – самостоятельное, живое и ценное, произведение? читать дальше всадника» работы старшего сына художника — Джованни Доменико Тьеполо (1727−1804). А «Рисунок аллегорической фигуры старца и головы» — скорее всего, совместная работа отца и сына. Интересны и две работы, возможно, еще одного сына мастера — Лоренцо Тьеполо. Все работы, а также оригинальные рисунки Тициана, Микеланджело, Ван Дейка, Франсиско Гойи и других можно было увидеть в рамках только что заварившейся двухнедельной выставки «Западноевропейский рисунок XVI—XVIII столетий» из собрания музея. Жемчужины экспозиции, наряду с рисунками Тьеполо — работы «Иисус Христос со святыми» Тициана, «Апостол» Микеланджело, «Снятие с креста» Ван Дейка. Уникальную коллекцию графики 100 лет тому передал музею в дар митрополит Андрей Шептицкий, коллекционер и меценат. Уникальное собрание последний раз выставляли на публику в 1932 году, а в 2014 ради сохранности работ окна залов были заклеены бумагой и черной пленкой: свет — разрушает.
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме
Художники, упоминаемые в статье
Джованни Баттиста Тьеполо
Биография • Работы
Комментировать Комментарии
HELP