• Facebook
  • Vkontakte
  • Twitter
  • Ok
Войти   Зарегистрироваться

Гурлитт раскрыл вторую часть коллекции и запустил официальный сайт

Мне нравится5  Поделиться    Поделиться    Твитнуть  В одноклассниках  
Вновь обретенные в Мюнхене сокровища коллекции Гурлитта, ранее считавшиеся утраченными, продолжают будоражить общественный интерес. Теперь его поддерживает еще и австрийский «довесок» коллекции в Зальцбурге. Но главная новость — запуск персонального официального сайта Гурлитта. Затворник появляется в Сети — конечно, вместе с адвокатами, — отстаивая свои права на частную и честную собственность. Ну, а мы свели воедино все нити этой запутанной истории. Арт-дилер нацистов, наследство, человек-невидимка, «нехорошая квартира» и полторы тысячи работ от Дюрера до Отто Дикса… Впечатляет!

А что на второй базе?

На фоне первого открытия в Мюнхене австрийские «показатели» скромнее, однако если вспомнить, о каких работах идет речь — впечатление все равно будет сильным. Море, Ренуар, Пикассо… Как известно, правительство Германии неохотно расставалось с информацией по каждой части коллекции Корнелиуса Гурлитта (Cornelius Gurlitt): данные об обнаруженных в 2012 году шедеврах были открыты лишь осенью 2013. И только теперь оказалось, что некогда конфискованные нацистами картины «зальцбургской» части коллекции, попавшие к Гурлитту, также были недавно учтены и перепрятаны властями. Напомним, в ноябре 2013 г. в мюнхенской квартире незаметного и неучтенного во всех официальных системах Корнелиуса Гурлитта было случайно обнаружено около 1,4 тысячи работ знаменитых художников, считавшиеся погибшими в бомбежке Дрездена в 1945 году — об этом некогда заявил отец Корнелиуса, арт-дилер Хильдебранд Гурлитт, собравший шедевры.

Чужие сокровища: что и почем?

«Коллекция Гурлитта» — это картины, рисунки, наброски модернистов и старых мастеров мировой величины, с четким «нацистским следом» в своей истории (печальный «конфискат» т.н. «дегенеративного искусства», и прочие неприглядные операции по изъятию картин у владельцев, жертв Холокоста). Первая часть коллекции была обнаружена в Мюнхене. Среди сокрытых коллекционером работ — преимущественно полотна модернистов: Пабло Пикассо, Анри Матисса, Марка Шагала, Отто Дикса, Эмиля Нольде, Франца Марка, Пауля Клее, Макса Бекмана, Оскара Кокошки, Макса Либермана и многих других. Также есть и картины старых мастеров и художников ХІХ-XX веков. Продолжение перечня имен также звучит, как музыка: Дюрер, Каналетто, Делакруа, Матисс, Тулуз-Лотрек, Роден, Франческо Гварди, Жан-Оноре Фрагонар… Продолжим? Работы Энгра, Родена, Делакруа, Гогена, Мане, Тьеполо, Хокусаи…
  • Полотно Матисса
  • Рисунок Делакруа
Надо сказать, что наряду с картинами в собрании также немало гравюр, рисунков, набросков, что несколько нивелирует предполагаемую феноменальную стоимость. Вскоре родственник Гурлитта «сдал» еще один тайник на 22 картины в городке Корнвестхайме в Бадене. Наконец, 11 февраля 2014 года СМИ стало известно, что Гурлитт предоставил еще 60 работ из своей коллекции в Зальцбурге. Число невелико, но это «полноценные» картины маслом, которые ценятся очень и очень дорого. После того, как все картины были получены властями, их бережно перевезли в другое место и застраховали. Итого: 1406 плюс 22 плюс 60 — 1488 работ, которые считали уже несуществующими, включая открытие двух доселе неизвестных работ Отто Дикса. Кто бы мог подумать о такой находке века? Общую стоимость найденных работ оценивать сложно, хотя в прессе фигурируют цифры в 1 млрд евро только на первую часть коллекции.
Закон и мораль — на сайте Гурлитта.
Что же касается самого 81-летнего Корнелиуса, то полиция ничего не может сказать по поводу его нынешнего местонахождения. Умалчивает об этом и его официальный сайт, открывшийся на днях. Картин там, впрочем, нет, зато информации и разъяснений — более чем достаточно.
Ключевые моменты, которые желают донести широкой публике — то, что по действующему в Германии закону 1938 года срок исковой давности на предметы коллекции истек в 1975 году. И теперь права собственности могут выясняться только на 3% из 1406 работ коллекции, изъятой из квартиры Гурлитта. Ему уже вернули часть арт-ценностей, но, конечно, после публикации всей коллекции работ на сайте многие наследники бывших владельцев, высланных и казненных нацистами, не согласны с этим положением дел. Ведь 970 картин были конфискованы из частных коллекций евреев, а также из «официальных» собраний музеев. В итоге скандал и споры о правомочности Гурлитта владеть шедеврами не утихает, как и рассуждения морально-этического толка.
  • Работа Дега
  • Работа Отто Дикса

Откуда картины, отец?

Гурлитт — отец был арт-дилером нацистов в 1930-е годы. Семья была сплошь творческая (отец-архитектор занимался историей искусств, дядя — опальный при нацистах композитор), а Хильдебранд Гурлитт поначалу у нацистов был в немилости. И бабушка еврейских кровей, и сам внук выставлял и продавал картины «дегенеративного искусства», которому нет места у истинных арийцев. Однако Гурлитт-старший был назначен арт-дилером будущего «Музея Фюрера» в Линце. Сегодня историки склоняются к мысли, что работая на нацистов, Хильдебранд Гурлитт приобретал картины вполне легально.
При фашистском режиме полотна модернистов были причислены к «дегенеративному искусству», от которого власть старалась поскорее избавиться, прокатив напоследок «уродство» по стране и впоследствии обменяв на «настоящие шедевры» для планировавшегося супермузея Гитлера. Так что тогда эти картины стоили сущие гроши.
Впрочем, и другие тоже: скупаемые у состоятельных евреев за бесценок (и обещание эмиграции) полотна художников, увы, не всегда спасали жизни им и близким. Нацисты обманывали коллекционеров и отправляли людей в концентрационные лагеря. Причастен ли к этому лично Гурлитт? Напрямую, может, и нет, однако об участи многих семейств он не мог не знать. Так что, как говорится, вопрос открыт. Кстати, тому же арт-дилеру и поручали покупать предметы «истинного искусства» для Гитлера, например, во Франции. Так у Хильдербранда Гурлитта оказались и полотна импрессионистов, и гравюры Дюрера, и работы других художников прошлых веков.

Почем «дегенераты»?

315 работ из коллекции Гурлитта выставлялись на легендарной выставке «дегенеративного искусства» в 1937 году. Картины изъяли из музеев Германии, как пример позорного и подлежащего уничтожению искусства. Так что Хильдебранд Гурлитт «оптом» выкупил у министерства пропаганды нацистской Германии в 1940 г. 200 работ всего за 4000 швейцарских франков, и в 1941 — еще 115 работ. Честная сделка, кстати.

Таможня нашла добро!

…Корнелиус Гурлитт — одинокий 81-летний наследник ушедших родителей, говоривших о гибели коллекции. Он всегда слыл отшельником и не подпускал к себе и к дому даже самых родных и близких. На протяжении всей жизни Гурлитт придумывал разные схемы по продаже картин, которые крайне изредка реализовывал «на пропитание», прикрываясь именами своих родственников. Так, полотно Макса Бекмана «Укротитель львов» было продано на кельнском аукционе Lempertz за €864 тыс. Впрочем, часть выручки Гурлитт честно разделил с наследниками художника.
Собственно, из-за одной из таких «схем» Гурлитт и погорел 22 сентября 2010 года: после сделки в Швейцарии все было гладко. Да вот только пограничники в поезде из Цюриха выделили одинокого пожилого пассажира, который куда-то ездил всего на один день, да еще изрядно нервничал. Банальная проверка документов — и удивлению нет границ. 9000 евро наличными (нонсенс!), цель поездки — визит в картинную галерею, и, собственно, «человек-невидимка»: Гурлитт нигде не зарегистрирован и не оформлен. У него нет налогового номера, официальных источников дохода, пенсии, медицинской страховки — как так? Дальнейший визит налоговой в его также непонятно как оформленную и оплачиваемую Мюнхенскую квартиру показал… коллекцию.
На чемоданах законности.
Шедевры хранились в шкафах, чемоданах, и отчасти — на стенах не слишком большой квартирки далеко не в самом лучшем доме и районе. Впрочем, с картинами было все отлично: сохранность — на высоте. Еще и с документацией полный порядок: были обнаружены бухгалтерские книги Гурлитта-старшего, с именами еврейских коллекционеров, у которых были выкуплены работы. Однако в целом история коллекции — «нехорошая».
Гурлитт считает отца, собравшего и спрятавшего коллекцию, спасителем шедевров. Немалая часть общества — стервятником. Истина, как водится, посередине, да и что можно с определенностью сказать о тех страшных временах? Мировое сообщество припоминает судьбу всех ценностей, экспроприированных всеми победителями всех войн, а тем временем немецкие власти рассматривают закон. Тот самый, 1938 года: а не увеличить ли срок давности по реституционным искам, заодно создав независимый центр содействия реституции объектов? Как ни удивительно, очень пожилого и уставшего от скандала Гурлитта такое положение дел вполне устраивает. «Они могли бы подождать моей смерти» — говорил он, более всего сетуя на то, что его разлучили с любимыми картинами.
  • "Укротитель львов" Макса Бекмана
  • Работа Отто Дикса. Название и дата не установлены

Предъявите!

Эксклюзивное право на первую публикацию информации о картинах из коллекции Гурлитта имеет сайт Комиссии по украденным произведениям искусства в Европе (Commission for Looted Art in Europe) Lostart.de. При публикации первых же 25 работ сервер пал — туда пытались одновременно зайти 4, 8 млн. человек. Но был быстро восстановлен и в настоящее время содержит фото и информацию о 458 работах «мюнхенской» части коллекции Гурлитта. В настоящее время над провенансом (происхождением) работ работают шесть экспертов. Предполагается, что история 970 из 1406 работ — «чистая», так что, видимо, большую часть коллекции Гурлитт получит обратно. Насчет остальных работ вопрос открыт.
А вот на требование обнародовать еще и «зальцбургские» сокровища Гурлитт ответил отказом: экспертиза подтвердила, что эти полотна не были конфискованы из музеев или украдены из частных коллекций, и являются полновесной частной собственностью коллекционера



Претенденты.

Вот некоторые дела, с которыми, видимо, придется разбираться Гурлитту.
— Адвокат из Нью-Йорка Дэвид Торен (88 лет) заявил, что полотном «Всадники на пляже» Макса Либерманна владел его двоюродный дед, еврейский фабрикант Дэвид Фридман. Его виллу в Бреслау отобрали нацисты, а в коллекции были также работы Анри Руссо и Камиля Писсаро

— Потомки дрезденского адвоката Фрица Глейзера, продавшего свои работы по бросовым ценам для спасения жизни, известили, что многие картины были опознаны в коллекции Гурлитта — полотна Отто Грибеля, Кристофа Волла, Вильгельма Лахнита и других. Также Глейзер владел картинами Пауля Клее, Эмиля Нольде, Василия Кандинского, Оскара Кокошки и других известных художников. Видимо, речь идет о 200 работах

— Полотно «Аллегорическая сцена» Марка Шагала было украдено нацистами у еврейской семьи Блюмштейн, до Второй мировой живших в Риге. Ее оценивают в 1,8 миллиона долларов. Дети владельца полотна Савелия Блюмштейна Нил и Филипп живут в США. «Отец часто говорил о картине Шагала и других произведениях искусства, которые у него украли нацисты», — говорят они.

— Внучка французского торговца произведениями искусства Поля Розенберга — французская журналистка Энн Синклер, будет добиваться возвращения картин, конфискованных у ее деда. В частности, картины Матисса, найденной у Гурлитта.

Есть вопросы? Идите на сайт!

В настоящее время в Германии против коллекционера заведено уголовное дело по статье о неуплате налогов, также выдвинуто обвинение в присвоении чужого имущества. Затворник все отрицает, отказывается менять картины за амнистию, и требует возврата полного собрания обожаемых предметов искусства. И после этого, как сказано на сайте Гурлитта, он готов заняться процедурой возврата части картин наследникам коллекционеров — жертв Холокоста. Итак, теперь с подробностями можно ознакомиться на сайте Корнелиуса Гурлитта: материалы пока преимущественно на немецком, но английская часть оперативно пополняется.
Жаль только, что картинок нет!
Автор: Ольга Потехина
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями
Мне нравится5  Поделиться    Поделиться    Твитнуть  В одноклассниках  

Комментарии

Volodumir Tokar
, 8 мая 2014 00:30 1
Поразительно! - позавчера я с интересом прочитал этот материал о Гурлитте, - он ещё был жив, а на следующий день он скончался... это конечно может быть и совпадение. но весьма не простое - в этот день - 6 мая - моей матери исполнилось бы 86 лет...
Ольга Потехина
, 8 мая 2014 02:36 0
Пухом земля.... И - с Гурлиттом я думаю сыграла роль вся эта ситуация, здоровье не выдержало. А 6 мая наверняка еще и кто-то замечательный родился, уверена!
Для комментирования необходимо указать и подтвердить электронную почту или телефон
loading...

Артхив не только интересно пишет об искусстве, это целая социальная сеть с огромными возможностями. Регистрируйтесь и получайте информацию из первых рук

Зарегистрироваться

подписывайтесь на наши новости любым удобным способом: