Регистрация

Картины ван Эйка, Фриды Кало и «групповой портрет» кошек – в центре внимания музеев США

Мне нравится0       0  
Что объединяет «Распятие» и «Страшный суд» Яна ван Эйка, «Двух женщин» Фриды Кало и грандиозное полотно Карла Калера с изображением 42-х котов? Все эти произведения удостоились отдельных выставок в ведущих музеях США. Поводы для экспозиций разные: в первом случае — новые результаты исследований, во втором — смена владельца, а в третьем — возможность избежать налогов.

«Новый взгляд на шедевр Ван Эйка»

Метрополитен-музей посвятил особую выставку результатам недавнего исследования картин «Распятие» и «Страшный суд» (ок. 1440 — 1441) кисти Яна ван Эйка и его учеников. Специалисты подвергли особой экспертизе как сами полотна, так и рамы — в попытке разгадать их давние тайны. Учёные хотели понять, изначально ли эти произведения являются диптихом или они были левой и правой частями триптиха, а, возможно, и дверцами табернакля (дарохранительницы).


Ответ может быть найден не только при внимательном рассмотрении рам, но и в сравнении «Распятия» из Метрополитен-музея с недавно обнаруженным рисунком авторства ван Эйка (ок. 1390 — 1441). Набросок приобрёл музей Бойманса — ван Бёнингена из Роттердама, и одолжил для экспозиции в Нью-Йорке.


Слева: фрагмент «Страшного суда» и рамы с надписью. Фото кликабельно

С помощью неинвазивного вмешательства удалось рассмотреть подмалёвки «Распятия» и «Страшного суда» и сравнить их с рисунком из Роттердама. Кроме того, исследование рам показало, что на них есть другой текст — очень повреждённый и фрагментарный, расположенный на плоской части под слоем золота. Это слова на фламандском, выполненные готическим строчным шрифтом. Он отличается от латинских прописных букв на внутренних сводах рам. Это даёт новые подсказки об оригинальной форме и функции двух картин.
Выставка «Новый взгляд на шедевр Ван Эйка» в Метрополитен-музее продлится до 24 апреля.

«Две женщины» Фриды Кало

Музей изящных искусств (Museum of Fine Arts, MFA) в Бостоне приобрёл картину «Две женщины (Сальвадора и Эрминия)» кисти Фриды Кало (1907 — 1954). Помимо художественной ценности она имеет ещё и «историческую» — это первая работа, которую продала мексиканская художница. В 1929 году полотно купил непосредственно у автора Джексон Коул Филлипс — американский промышленник и друг Фриды, и более 85-ти лет оно сохранялось в его собрании. Теперь двойной портрет станет первым произведением Кало в MFA.
На картине изображены две женщины на фоне тропической листвы. Это горничные, которые служили в родительском «Голубом доме» Кало (ныне там музей художницы) и были знакомы ей с детства. В этой замечательной по выразительности картине сочетается домашний уют с поистине героической иконографией, ведь Фрида симпатизировала коммунистическим идеям.
Фрида Кало. Фрида и Диего Ривера



Обратная сторона холста рассказывает свою историю. Там есть подписи художницы и её друзей, включая Диего Риверу, который стал мужем Кало через месяц после продажи картины.


Слева: Фрида Кало, «Фрида и Диего Ривера» (1931). Музей современного искусства в Сан-Франциско

Полотно «Две женщины (Сальвадора и Эрминия)» до 1 марта будет выставлено в ротонде Карол Ванс Уолл. Затем его отправят на реставрацию, после чего картина займёт место в экспозиции, посвящённой искусству Северной и Южной Америки.

42 кошки в Портленде

Карл Калер, «Любимчики моей жены» (1891). Картина написана по заказу Кейт Бердсал Джонсон
Полотно Карла Калера «Любимчики моей жены», которое журнал Cat Magazine 67 лет назад окрестил «величайшей в мире картиной с кошками», вот-вот будет выставлено в Портлендском музее искусств. Открыть его для публики предполагалось ещё 27 января, но тяжёлые погодные условия затруднили доставку.

Джон и Хизер Моцарт, нынешние владельцы картины, приобрели её на аукционе Sotheby’s в ноябре прошлого года. Эстимейт составлял 200 — 300 тыс. долларов, но пара выложила 826 тысяч за изображение 42-х кошек во всей их красе.


Решение выставить картину в «котолюбивом» Портленте не совсем альтруистическое. Как пишет artnetNews, Орегон — один из пяти американских штатов, где нет ни налога с продаж, ни налога на пользование. И некоторые коллекционеры используют эту правовую лазейку: выставляют на несколько месяцев свои дорогие покупки в этих штатах, чтобы избежать лишних трат. Затем работы возвращаются владельцам уже «чистыми» — ведь ими сначала «пользовались» на свободной от сбора территории. А вот если бы чета Моцартов привезла картину прямо в родную Калифорнию, то вынуждена была бы заплатить порядка 62 тыс. долларов.

Хотя, возможно, покупатели хотели, чтобы «Любимчиками моей жены» насладилась широкая общественность. Но почему в таком случае они не отправили картину в «Кошачий кабинет» в Амстердаме — ведь этот музей больше подходит для такого произведения?
Теперь посетители Портлендского музея искусств смогут любоваться прекрасными животными до апреля. Точная дата окончания выставки пока не определена.
По материалам официальных сайтов MET, MFA и PAM, а также news.artnet.com
Комментировать Комментарии
HELP