Регистрация

"Прорыв": театральные художники - "крестные отцы" русского авангарда?

Мне нравится2       0  
Московский Театральный музей им А.А. Бахрушина и Санкт-Петербургский Государственный музей театрального и музыкального искусства представляют поистине грандиозную выставку «Прорыв. Русское театрально-декорационное искусство. 1870−1930». Устроенная «под занавес» празднования 150-летия со дня рождения основателя Театрального музея, мецената и культуролога Алексея Бахрушина, она представляет более 600 картин, эскизов, афиш и макетов декораций, дополненных современными интерактивными средствами мультимедиа.
На выставке. Источник иллюстраций следующего блока здесь.
Матвей Шишков. Эскиз декорации Кремлевской палаты к пьесе «Смерть Иоанна Грозного» А. К. Толстого. Источник иллюстрации здесь.
Впервые экспозиция была представлена год назад в лондонском музее Виктории и Альберта в рамках года культуры России в Великобритании. Она называлась «Русский авангардный театр: война, революция и дизайн. 1913−1933» и была куда скромнее. Несмотря на то, что ютилась она на задворках музея, выставку тогда посетило более ста тысяч человек. Устроителям пришлось продолжить ее работу на месяц — такой она имела успех у публики. Именно тогда возникла идея расширить экспозицию и показать ее в Москве.

Экспозиция состоит из двух частей, максимально полно и глубоко представляющих генезис и революционность русского авангарда в театральном и декорационном искусстве. Первая часть — экспонаты из богатой коллекции самого Музея Бахрушина. Вторая же часть представленных на выставке работ принадлежит потомку Рюриковичей в 33-м поколении, князю Никите Лобанову-Ростовскому. Коллекция князя, которую они с супругой Ниной собирали более шестидесяти лет, насчитывает свыше тысячи предметов искусства. Постоянно проживая в Лондоне, в 2008-м году князь Никита Лобанов-Ростовцев из патриотических побуждений передал свое собрание на хранение в Санкт-Петербургский Государственный музей театрального и музыкального искусства.

Сергей Эйзенштейн. Эскиз декорации к спектаклю «Макбет»
Центрального Детского театра, Москва, 1921−22 гг
Как заявил князь Лобанов-Ростовцев, «наше собрание — не набор картин, купил и создал. Наше собрание имеет определенный смысл. У нас все русские художники, их было 22 из 40, которые работали на Дягилева. У нас вся история русского собрания, у нас „музей в музее“, как говорила директор театрального музея Петербурга».

Видео: князь Никита Лобанов-Ростовцев о выставке «Прорыв. Русское театрально-декорационное искусство. 1870−1930»
Мнение о том, что русский авангард×Малевич, «изобретая» супрематизм, в мастерскую никого не пускал. Единственным исключением была художница-авангардистка Александра Экстер. Некогда жительница Киева, переехав во Францию, она преподавала в школе Фернана Леже, создавала «модельную» одежду, и после долгого забвения ее картины сегодня ценятся «на миллион». Наш небольшой экскурс – по киевским маршрутам «амазонки русского авангарда». читать дальше завоевал Запад благодаря театру, можно оспаривать. Но то, что западная Европа узнала о русском модернистском искусстве из Русских сезонов в Париже — очевидно. Парижане смотрели великолепный русский балет, но не меньший восторг вызывало оформление спектаклей — а это были работы Врубеля, Коровина, Бенуа, Рериха… До этого мало кто задумывался об объединении театра с искусством авангарда, и то, что было показано — произвело настоящий фурор.
Александр Хвостенко-Хвостов. Эскиз декорации к спектаклю «Мистерия-Буфф».

Героический театр, Харьков, 1921 г.
Впрочем, устроители выставки пробуют рассказать зрителям о том, что «Прорыв» в театральном искусстве назрел несколько раньше. «Именно театрально-декорационные традиции русского дореволюционного театра и стали тем фундаментом, той платформой, на которой возникли все эти новые течения, без этой платформы их просто бы и не возникло», — отметил на открытии выставки генеральный директор ГЦТМ им. Бахрушина Дмитрий Родионов. И надо отметить, что представленные экспонаты подтверждают слова директора.





Фрагмент выставочной экспозиции.
Фото — Соцсеть FB

Организаторы экспозиции весьма оригинально представили хронологию развития русского театрально-декорационного искусства. Выставка разделена во временным периодам, и каждый зал имеет свой цвет стен — «цвет времени». В первом зале цвета «маренго» представлены работы Серова, Врубеля, Головина, декорации Карла Вальца. Это конец XIX — начало XX века. Затем наступает время символизма — мы попадаем в синий зал с работами Судейкина, Сапунова, Кузнецова. Авангард×Малевич, «изобретая» супрематизм, в мастерскую никого не пускал. Единственным исключением была художница-авангардистка Александра Экстер. Некогда жительница Киева, переехав во Францию, она преподавала в школе Фернана Леже, создавала «модельную» одежду, и после долгого забвения ее картины сегодня ценятся «на миллион». Наш небольшой экскурс – по киевским маршрутам «амазонки русского авангарда». читать дальше , вдохновленный Малевичем, его декорациями и костюмами к «Победе над солнцем» приводит нас в желтый зал — предтечу революционного театра. Финальный экспозиционный зал выкрашен красным — новый театр Родченко с костюмами к спектаклю «Мы» Замятина и декорациями Вялова к «Стеньке Разину».

Любовь Попова. Модель декорации к спектаклю «Великодушный рогоносец». Театр Мейерхольда, Москва, 1922 г. (Реконструкция 1967 года)
Помимо знаменитых художников, на выставке «Прорыв» можно найти много совершенно неожиданных работ — например, афиши для цирков и кабаре, очень органично передающих особенности каждого временного периода.

Выставка в Театральном музее им. Бахрушина действительно уникальна, она продлится до 15 февраля 2016 года. Надеемся, что московская публика окажется не менее признательной, чем лондонская.

Тем временем, Санкт-Петербургский Государтвенный музей театрального и музыкального искусства в рамках Международного фестиваля искусств «Дягилев. P. S.» приглашает в Шереметевский дворец на интереснейшую выставку «Серебро и золото Пиковой дамы». Она посвящена княгине Наталье Петровне Голицыной, урожденной графине Чернышевой, которая послужила прототипом графини Анны Федотовны в повести А. С. Пушкина «Пиковая дама».
Давид Людерс «Семья Чернышевых», 1750.
О необыкновенной жизни княгини Голицыной и о жизни Пиковой дамы на сцене повествует около полутора сотен произведений живописи, графики, прикладного искусства и памятников нумизматики из фондов Эрмитажа и Музея театрального и музыкального искусства. Выставка работает до 14 февраля.
Главная иллюстрация новости: Владимир Татлин, Эскиз костюмов стрельцов, Опера «Жизнь за Царя» 1913 год.
КомментироватьКомментарии
HELP