Регистрация

Тайну картины Эрнста Кирхнера помогла раскрыть старая почтовая открытка

Мне нравится1       0  
Десятилетие детективных изысканий — и вот результат: Музей современного искусства (MoMA) в Нью-Йорке вернёт наследникам немецкого коллекционера Макса Фишера картину экспрессиониста Эрнста Кирхнера «Песчаные холмы в Энгадине» (1917 — 1918). Именно под этим — ошибочным! — названием, да ещё и с неверной датой создания полотно числилось в коллекции галереи.
Прорывом в деле стало обнаружение связи между картиной Кирхнера и старой почтовой открыткой, найденной с помощью Google.
Согласно документам, которые удалось восстановить следователям, произведение было частью коллекции Макса Фишера по крайней мере до начала 1933 года. Двумя годами позже он бежал из нацистской Германии в США, оставив на родине несколько работ из своего собрания. В 1938-м «Песчаные холмы» купил другой ценитель современного немецкого искусства, Курт Фельдхойсер.

Это коллекционер погиб в 1945 году во время бомбёжки, а его мать в том же году передала картину галерее в Нью-Йорке. Там её спустя четыре года приобрёл MoMA под названием «Дюны на острове Ферман» (1912). По совету искусствоведа Дональда Гордона позже полотно было переименовано на «Песчаные холмы в Энгадине», а дата исправлена на 1917 — 1918 годы. Дело осложнило ещё и ошибка в каталоге, где было указано, что пейзаж был изъят нацистами из музея в Эссене как «дегенеративное искусство».
Открытка начала ХХ века с видами гор Мюгельберге к юго-востоку от Берлина, которая помогла исследователям МоМА выяснить историю пейзажа Эрнста Людвига Кирхнера известного как «Песчаные холмы в Энгадине». Фото: МоМА
Дело с мёртвой точки сдвинула находка одного из адвокатов, который наткнулся в интернете на старые открытки с видом гор в Грюнау. На них была изображена та же дорога и та же сторожевая башня, что и у Кирхнера. Дальнейшее расследование подтвердило все факты, изложенные наследниками.
«Это был долгий и интересный процесс, во время которого мы собрали сведения о происхождении этой работы, история которой изобиловала изгибами и поворотами», — сказал представитель Фишеров Дэвид Роуленд.
Ещё одна открытка того же периода с видами Мюгельберге. Фото: МоМА
Конечно, Музею современного искусства в Нью-Йорке нелегко расставаться с пейзажем. Однако директор MoMA Гленн Д. Лоури сказал, что лично он рад возвращению картины законным владельцам. Что касается двоих наследников Макса Фишера, пожелавших сохранить анонимность, то они пока ещё не решили, что будут делать с полотном Эрнста Кирхнера «Песчаные холмы (Бей Грюнау)».
По материалам The Art Newspaper и Artdaily
КомментироватьКомментарии
HELP