Регистрация
Тема в Артхиве
Искусство детям
4 статьи  •  2 теста

«Шедевры мировой пластики» от Дега и Дали до Майоля и Архипенко: искусство взаимопомощи - в Мыстецьком Арсенале

Мне нравится4       0  
Около 150 скульптур из коллекции украинского бизнесмена и мецената Игоря Воронова, в числе которых — «бронзы» Дега, Мура, Модильяни, Архипенко, Дали, Пикассо, Родена, Джакометти, — призваны помочь выжить музейно-выставочному комплексу Киева. Публика заинтригована «громкими» именами, отзывы посетителей об экспозиции в Мыстецьком Арсенале однозначные: надо идти!
Коллекционирование предметов искусства в Украине сравнимо с банковским делом. И деньги в банке, и украинские коллекции «любят тишину». Специфические экономики, несовершенное законодательство, и даже сама память о «лихих 90-х» — вот три кита, на которых зиждется молчание большинства наших коллекционеров. Но тем отчетливее на общем «молчаливом» фоне выделяется фигура одного из главных в последние годы мецената украинского совриска, самого активного попечителя Мыстецького Арсенала, г-на Игоря Воронова. Слава о его собрании скульптуры идет еще с начала 2000-х и выставок Украинском доме (этим прообразом нынешнего Мыстецького Арсенала тоже руководила Наталья Заболотная). И уже после специальной презентации коллекции бронз Дега на ул. Лаврской о Воронове-коллекционере узнал, кажется, каждый украинский пенсионер и школьник.
В центре экспозиции — бронзовые балерины Эдгара Дега.
Составить более полное представление о «скульптурной» части коллекции г-на Воронова — или же просто лишний раз полюбоваться авторскими копиями самых знаменитых скульптур ХХ века, не объезжая при этом пол-Европы, — сегодня в который уже раз можно в Мыстецьком Арсенале.
И хотя выставка, по сути, представляет собой «клон» нашумевшего аналогичного проекта МА 2013 г. «Сто шедевров мировой скульптуры», но разве может когда-нибудь приесться Роден, балерины Дега, Архипенко, Мур или утонченный Модильяни?..
Одна из самых ценных работ коллекции — «Женская голова» авторства Амадео Модильяни.
Скульптуры, за редким исключением, весьма невелики, а музейные просторы — обширны. Однако баланс соблюден: подсветка, «фоновые» репродукции полотен мастеров подчеркивают стиль и пластику экспонатов, а также сопутствуют хорошим фото посетителей.
— Г-н Воронов, мы хорошо знаем о «скульптурной» части вашей коллекции. Но не могли бы вы рассказать о собрании в целом? О «вашей» живописи очень мало известно широкому зрителю, — улучшив момент, немедленно поинтересовался «Артхив» у самого известного, и одного из самых «закрытых» для общения с прессой коллекционера Украины.
Воронов задумался, грустно покосился в сторону своих секьюрити, ждущих чуть в стороне, и тихо ответил:
— Что вам сказать? Хорошая у меня коллекция!
— Я не делю свою коллекцию на «скульптуру» и «живопись». Все это — просто искусство. Оно принадлежит не мне одному, а всему миру. Поэтому я и хочу, чтобы его увидело максимум людей, — рассказал во время пресс-конференции перед открытием выставки сам г-н Воронов.
— Мне приятно, что многие ведущие мировые художники, в частности, Александр Архипенко, были этническими украинцами, — также подчеркнул он. — Но если мы ничего не будем делать для презентации отечественного искусства, за нас это сделает кто-то другой. И скажет, что это — его, а не наше, национальное достояние…
Полностью выступление г-на Воронова смотрите на видео ниже.
Кстати, и собственный кабинет — авторства самого Джакометти, — г-н Воронов отдал в Арсенал ради благородной миссии: чтобы привлечь общественное внимание к проблемам выставочного комплекса. Его нужно реконструировать и оборудовать — а денег нет.


Гендиректор Мыстецього Арсенала призывает украинцев создавать «клубы друзей музеев» — и поддерживать их гривной, как меценаты.

Сегодня, говорит гендиректор М. А. Наталья Заболотная, финансирования еле хватает на «банальное выживание». С помощью «волонтеров"-шедевров мировой скульптуры в МА рассчитывают привлечь новых благотворителей из числа простых украинцев. Им в который раз предлагают вступать в ряды Клуба Друзей Мыстецького Арсенала (благотворительный взнос составляет 1000 грн. — около 50 долл.) И просто — вносить добровольные пожертвования, кто сколько может. Арсенал призвал коллег — украинские музеи, поддерживать и развивать инициативу по созданию подобных «клубов друзей» и «попечительских советов». Со временем, уверены в выставочном комплексе, благотворительность, а не только финансирование из госбюджета, обязательно станет закономерностью существования отечественных музеев. Как на Западе.
Пока руководство Арсенала строит планы на будущее, в его залах — настоящее столпотворение тех самых «рядовых» посетителей, на финансовую помощь которых все так рассчитывают.

Самым трогательным разделом выставки следует признать скульптуры в стилистике ар-деко Деметра Чипаруса. Созданные из бронзы, камня и слоновой кости, блещущие позолотой, одетые в театральные костюмы, влюбленные арлекины из «Вечной истории», танцующие «Баядеры» и «Камораны», кокетливые «Девушка с книгой» и «На пляже», напоминают драгоценных кукол. От них в полном восторге — все женщины и, конечно, дети.

«Девушка с книгой» Дмитра Чипаруса — воплощение модерна.

Поделиться   Поделиться  Поделиться  
В центре внимания — «распиаренные» балерины в танце и тонконогие кони Дега. Всего в коллекции Воронова — 74 его скульптуры, в Арсенале выставлена примерно четвертая часть. Но не меньше интереса — к любым другим разделам.
У Родена все толпятся возле «Мыслителя» и «Собора», «Вечной весны» и «Врат ада» — да, были времена, когда увидеть их мы могли только на черно-белых «эрмитажных» открытках! Среди женских фигур авторства Аристида Майоля — ах, как же поносили его за «бессодержательность», отсутствие социального пафоса, и т. п., советские искусствоведы в 1930-е! — большинство выделяет мраморную «Ту, которая лежит». Спящая дева — словно живая.
Не протолкаться — к миниатюрным, высотой с ладонь, бронзовым «Венерам Милосским с ящиками», «Кентавру», «Оммажу Ньютону» Сальвадора нашего Дали. А вот «соседу» — каталонцу по экспозиции, Пикассо, не повезло. Его, словно сувенирные, такие же миниатюрные бронзы выставили в стеклянных ящиках-витринах. Засмотревшись по сторонам, одну из них во время открытия разбила посетительница. К счастью, металл не бьется…

«Идущая женщина» Александра Архипенко — настоящая жемчужина коллекции Игоря Воронова. В Украине почти нет скульптур мэтра, поэтому увидеть эту и другие его работы на выставке — большая удача для ценителей искусства.
Ценнее и Чипаруса, и авторских (но, увы, не первых) отливок знаменитых «бронз» других гениев, на «Шедеврах мировой пластики» — конечно же, работы Александра Архипенко. Каменные женские силуэты и легендарная «Идущая женщина» открывают экспозицию. Прощанием с ними и завершаешь осмотр. Собственно, сходить в Арсенал стоило бы даже ради одного гения кубизма. Говорят, когда (и если) МА, наконец, отреставрируют, и он вправду станет «украинским Эрмитажем» — шедевры такого уровня из частных коллекций будут частью постоянной экспозиции.
Выставка «Шедевры мировой пластики» продлится до 6 декабря. Напоминаем и о выставке легендарного собрания работ мастеров украинского авангарда Игоря Дыченко (как мы писали, она была передана в дар народу Украины его вдовой и наследницей Валерией Вирской): до 22 ноября можно будет наслаждаться двумя прекрасными экспозициями.
Часть фото предоставлены пресс-сужбой Мыстецького Арсенала, также в материале — фото автора репортажа.
 Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
HELP