Регистрация

Делакруа и его влияние: работы мастера показали рядом с работами Ван Гога, Гогена, Ренуара, Дега, Моне, Сезанна, Мане...

Мне нравится4       0  
«Картина должна быть праздником для глаз» говорил Эжен Делакруа. Именно таким праздником стала выставка «Влияние Делакруа: Взлет современного искусства от Сезанна до Ван Гога» в Институте искусств Миннеаполиса. В центре внимания — легендарный французский романтик и художники, заимствовавшие его революционные нововведения: Дега, Ренуар, Ван Гог, Моне, Матисс, Гоген, Роден… 75 шедевров из 40-ка музеев мира собраны вместе.
«Эжен Делакруа был очень мощной движущей революционной силой, которая помогла преобразовать французскую живопись в ХІХ веке. Сохраняя связь с Академией художеств „на расстоянии вытянутой руки“, он был художником, который действительно опередил свое время. Его работа и критические труды нашли глубокий отклик среди коллег и помогли сформировать траекторию истории искусства. Эта выставка будет изучать Делакруа как мост — на практике и в теории, — между англо-французским романтизмом и импрессионизмом». Куратор выставки Патрик Нун
«Эжен Делакруа всей своей жизнью, историей своих побед и провалов, давал надежду молодым, дерзким художникам. Глядя на него, каждый из них верил, что в живописи можно обрести настоящую свободу». Продолжение читайте в нашей биографии.
«Описывая Делакруа, его сравнивали с букетом цветов, за которым скрывалась его вулканическая сущность. Он чем-то напоминал тигра — своим бешеным внутренним состоянием, но при этом всегда спокойного внешне» — Патрик Нун.
Читайте также статью нашей энциклопедии с картинами и интересными фактами о волнующем направлении в искусстве: «Романтизм: страстная натура»
«Танжер» — ключевая картина Делакруа в коллекции Миннесотенского музея. На картине художник изобразил фанатиков-мусульман, устроивших беспорядки на улицах города. Эту сцену он увидел во время своего путешествия в 1832 году по северу Африки, а наблюдал за ней с крыши соседнего дома. В этой работе соединились основные черты авторского стиля — очень яркие и выразительные цвета, энергичные мазки и способность запечатлеть момент движения.
Это качество Делакруа — запечатлеть стремительность действия, — выделил и Патрик Нун: «Есть очень известный, пожалуй, апокрифический комментарий Делакруа: „Вы не станете великим художником до тех пор, пока не сможете зарисовать человека, падающего с четвертого этажа прежде, чем он упадет на землю“».
Делакруа преподносится зрителям как солнце, вокруг которого крутятся малые и большие планеты — великие художники XIX — XX веков, в большей или меньшей степени попавшие под его влияние.
Влияние Делакруа заключается в его использовании уникального взаимодействия между формой и светом, а также его увлечение оптическими эффектами, смелое использование цвета и страсть к экзотике. Эти нововведения впоследствии вдохновили импрессионистов на спонтанность, символистов — на сказочные аллюзии, а таких художников как Матисс и Ренуар — на насыщенный цвет колорита, за что они и прославились.
«Никто на земле не мог лучше сочетать очарование и пафос, как это делал он [Делакруа], или большую вибрацию цвета. Мы все пишем на его языке» — Поль Сезанн.
Поль Сезанн. Стоящая обнаженная



Сезанн часто писал купальщиц на фоне пейзажа. В своей работе «Стоящая обнаженная» он восхищается картиной Делакруа «Утренний туалет», которую он скопировал сразу после ретроспективной выставки Делакруа в парижской Школе искусств в 1885 году.




Сезанн «Стоящая обнаженная», 1898

Ренуар не только восхищался колоритом и техникой Делакруа, но и пристрастился к его любимым экзотическим мотивам.
Эжен Делакруа. Вид на Танжер и два сидящих араба
Нарсис Виржилио Диаз де ла Пёнья. Сераль. Константинополь
  • Делакруа "Вид на Танжер с фигурами", 1853
  • Нарцис де ла Пенья "Сераль. Константинополь", 1865
«Музыка в саду Тюильри» — первая крупная работа Мане из жизни города. Среди гуляющих узнаем несколько модно одетых друзей художника: поэта Бодлера, художника Фонтен -Латура, романиста Теофиля Готье, композитора Жака Оффенбаха, его брата Эжена и самого Мане. Для их изображения художник использует фотографии, отдав должное и характерной технике, используемой Делакруа, чтобы подчеркнуть дух современности в своей работе.
Александр-Габриэль Декампс. Иов и его друзья
Джон Сингер Сарджент. Лорд Рибблсдейл
  • А.Декампс "Иов и его друзья", 1853
  • Д.С.Сарджент "Лорд Рибблсдейл", 1902
Религиозные картины Делакруа перекликаются с работами Ван Гога и Гогена тревожным колоритом и вибрирующим цветом.
Винсент Ван Гог. Пьета (Оплакивание Иисуса Христа)

Как-то Ван Гог уронил гравюру с картины Делакруа «Пьета» в краску, испортив ее. Работу он сохранил, но сетуя на свою неуклюжесть, взялся воспроизвести утерянную работу.

Иисусу в новом произведении он придал свои черты лица, а композицию позаимствовал у Делакруа, которым искренне восхищался.



Ван Гог «Пьета», 1889

Винсент Ван Гог. Оливковые деревья под жёлтым небом и ноябрьским солнцем

«Оливковые деревья» Ван Гога — одно из 15-ти полотен художника оливковых садов, написанных уже в больнице в Сант-Реми.


Ван Гог «Оливковые деревья под жёлтым небом и ноябрьским солнцем», 1889

В своем письме к брату он так писал об оливковом дереве: «Оно слишком красивое для меня, чтобы я осмелился написать его или хотя бы задался такою мыслью. Олеандр — тот дышит любовью, он так красив у Пюви де Шаванна в „Лесбосе“, где женщины на берегу моря. Но оливковое дерево — это нечто совсем особенное. И если можно его как-то сравнить, то только с Делакруа».
Радикальные методы работы Делакруа способствовал непрерывному обновлению языка живописи, и привели к новым художественным формам и новому направлению в искусстве — модернизму.
Эжен Делакруа. Вид на Танжер с берега
Клод Моне. Берег у Сент-Андрес
  • Делакруа "Вид на Танжер с берега", 1858
  • Клод Моне "Берег у Сент-Андрес", 1864
Эдгар Дега. Экзамен по танцам
Анри Фантен-Латур. Бессмертие
  • Дега "Экзамен по танцам", 1880
  • Фантен Латур "Вечность", 1889
Влияние Делакруа после его смерти прослеживается на протяжении 50-ти лет и даже в творчестве нескольких поколений авангардистов. Их разнообразные эстетические программы находили что-то ценное в работах французского романтика.
Выставка в Институте искусств Миннеаполиса продлится до 10 января 2016 года. Затем ее можно будет увидеть в Национальной Лондонской Галерее с 10 февраля по 15 мая 2016 года.
В новости использованы материалы официального сайта музея МИИ new.artsmia.org и публикация в mprnews.org.
Комментировать Комментарии
HELP