Регистрация

«Любовь и революция. Творческие союзы русского авангарда» в столице Австрии

Мне нравится3       0  
Можно ли творить вдвоем, будучи, что называется, в авангарде истории? На этот вопрос отвечает выставка «Любовь и революция. Творческие союзы русского авангарда», которая недавно открылась в венском музее Кунстфорум. Любовь Попова и Александр Веснин, Александр Родченко и Варвара Степанова, Наталья Гончарова и Михаил Ларионов — для авангардистского течения их совместные работы стали яркими символами того, что взаимопонимания можно достичь не только в жизни, но и в искусстве.
Степанова и Родченко, «Автопортрет» (1922, холст, масло) — эта работа олицетворяет выставку. Помещенная на афиши интересная авангардная парочка действительно привлекает публику!
Для выставки в Вене кураторы выбрали пять ярких, творческих пар представителей русского авангарда: Наталья Гончарова (1881−1962) и Михаил Ларионов (1881−1964), Варвара Степанова (1894−1958) и Александр Родченко (1891−1956), Любовь Попова (1889−1924) и Александр Веснин (1883−1959), Ольга Розанова (1886−1918) и Алексей Крученых (1886−1968), Валентина Кулагина (1902−1987) и Клуцис (1895−1938).
Экспозиция в Кунстфоруме акцентирована не просто на новаторских достижениях русского авангарда: равенство в творчестве для мужчин и женщин в контексте Октябрьской Революции 1917 года наглядно демонстрирует «гармонию полов», связь искусства и жизни — общественной и частной.

От агитплакатов и картин в стиле кубизма — до рисунков-набросков и «артбуков»: выставка составлена весьма интересна как для нашего зрителя, так и для публики, далекой от представленного исторического контекста.

Экспозиция в Кунстфоруме охватывает насыщенный период творчества «революционных арт-дуэтов»: с 1907 года до начала 30-х годов. Модернизм, футуризм×
Стиль развивался в первой четверти XX века преимущественно в Италии и России. Некоторые иронично называют его кубизмом со скандальным привкусом. Отцы-основатели призывали перестать преклоняться перед искусством прошлого, а возвеличивать промышленный дух будущего: рисовать самолеты, автомобили, металлические мосты, пароходы и другие достижения прогресса.
читать дальше
, супрематизм — представлены все яркие грани русского авангарда, которыми блистало художественное искусство, рожденное и окрепшее вместе с новым общественным строем огромной страны. Экспонаты выставки представлены государственной Третьяковской галереей, Архитектурным музеем им Щусева и частными коллекционерами.
Соратники в новом искусстве — вот акцент выставки. Пускай художественные дуэты не всегда реализовывали свои амбиции в одинаковой степени — это зачастую были дуэты «ведущий-ведомый», — однако они способствовали закреплению идеи гендерного равенства в молодой стране Советов. По замыслу кураторов, выставка пытается исследовать, то, как творческие пары художников в бурное революционное время сформировали и привнесли в искусство новые методы совместной работы, как каждый из творцов повлиял на творческое видение своей второй «половины».





«Бродячие музыканты» — первая совместная фотография Александра Родченко и Варвары Степановой (1921, фотограф неизвестен, фото 23,5×16,5 см хранится в частной коллекции).

Русское художественное авангардное движение — особенно после 1917 года, — позволило многим женщинам заняться искусством наравне с сильным полом. Лишившись навязанных царским режимом амбиций превалирования мужского начала во многих видах деятельности, женщины учились, становились врачами, учителями, инженерами — и все громче звучали женские имена в искусстве. Женщины-художницы создавали совместные студии, возглавляли культурные учреждения, проводили персональные выставки и заявили о себе в творческих дискуссиях.
Октябрьская революция (да-да, именно слово «революция» звучит на официальной страничке мероприятия) коснулась также семейных отношений. Отмененная впоследствии Сталиным, «сексуальная революция» раннего советского периода предоставила русским женщинам беспрецедентную степень свободы, которая была в то время невозможна ни в западном мире, ни в восточном. Это привело к появлению порой не очень длительных, но весьма интересных творческих дуэтов и, в итоге, рождению художественных произведений, обогативших не только русское, но мировое искусство.
Став на короткий, но яркий для авангарда срок основой, отразившей веяния времени, художественные пары стали воплощением равенства и коллективного творчества.

Выставку «Любовь и революция. Творческие союзы русского авангарда» можно посетить до 31 января 2016 года.
Главная иллюстрация новости: Розанова Ольга Владимировна, Парикмахерская (1915, холст, масло, 71,3×53 см). Примечательно, что эта работа из коллекции Третьяковской галереи — дар Г. Д. Костаки 1977 г.
КомментироватьКомментарии
HELP