Регистрация
Тема в Артхиве
Искусство детям
4 статьи  •  2 теста

Принцы и нищие гостят в США: «Классовые различия: голландская живопись в эпоху Рембрандта и Вермеера»

Мне нравится1       0  
Дворяне, купцы и молочницы — этой осенью Музей изящных искусств в Бостоне представил новаторскую выставку «Классовые различия: голландская живопись в эпоху Рембрандта и Вермеера». Впервые экспозиция изучает персонажей картин XVII века через призму социальных сословий. 75 тщательно отобранных полотен Рембрандта Ван Рейна, Яна Вермеера, Яна Стена, Питера де Хоха и других показывают представителей всех классов новой Голландской республики — от принцев Оранских до малоимущих.
Внимательно рассмотрев шедевры, зрители смогут найти признаки, отличающие любовницу от горничной или благородного дворянина от преуспевающего купца.
Ян Вермеер. Дама, пишущая письмо
На картине Яна Вермеера «Дама, пишущая письмо» (ок. 1665) изображена женщина за благородным занятием, требующим определённого уровня образования. О её богатстве говорят также одежда и окружающие вещи.
Социальные различия открывают детали: обстановка, предметы, символизирующие род занятий, костюм, манера держаться героя картины. Одет ли персонаж в шелка или грубую шерсть, прислуживает он или прислуживают ему, стоит ли прямо или склонился, храпит в пивной или гарцует на коне? Всё это — ключи к пониманию его классового статуса.
Рембрандт Харменс ван Рейн. Корабел и его жена, или Ян Риксен и его жена Грит Янс
Такие портреты, как «Судостроитель и его жена: Ян Риксен и его жена Грит Янс» (1633) Рембрандт писал по заказу преуспевающих представителей среднего класса: ювелиров, купцов, нотариусов.
В трёх залах выставлены работы, изображающие верхний, средний и нижний класс. Ещё один отведён полотнам, на которых эти группы встречаются в рамках одного сюжета. Границу между общественным и частным, между городом и домом очерчивал порог. Недаром для обложки каталога выставки выбрана картина Якоба ван Охтервелта «Уличные музыканты в дверях богатого дома».
Якоб Лукас Охтервельт. Уличные музыканты в дверях богатого дома
Мы видим прихожую с мраморным полом; горничная держит за руку взволнованно ребёнка и открывает дверь музыкантам (скрипка и шарманка обозначают низкое происхождение владельцев). Элегантно одетая женщина наблюдает за сценой со стороны, а за спинами пришедших просматривается городская улица — их обиталище. Няня жестом предлагает девочке взять монету, протянутую матерью. Доброе семейство - доброе дитя!
Забота о менее привилегированных сословиях была долгом патрициев — и это было постоянной темой голландских картин, изображающих встречу представителей разных классов.
Ещё один пример пересечения сословий — полотно Хендрика Аверкампа «Зимняя сцена на ледовом канале». Здесь горожане смешались с цыганами, аристократы — с простолюдинами, богатые катаются на санях, а бедные тянут самодельные салазки.
Не только картины, но и бытовые предметы на выставке демонстрируют «признаки жизни» разных классов — это постельное белье, скатерти, солонки, стаканы и другая посуда. Так, в последнем зале на столе, отведённом высшему классу, стоят фужеры из тонкого стекла с гравировкой; высокими декорированными стаканами пользовался средний; у низкого сословия в ходу были ёмкости зелёного стекла с кольцами — для состязаний в выпивке.
Питер де Хох. Интерьер с женщинами у бельевого шкафа
В 17-м веке женщины в Голландии пользовались относительно высокой степенью независимости. Девушек учили ведению хозяйства, что видно на картине Питера де Хоха «Интерьер с женщинами у бельевого шкафа» (1663). Тут мать показывает дочери как правильно обращаться с одним из самых ценных домашних активов — постельным бельём.
Выставка «Классовые различия: голландская живопись в эпоху Рембрандта и Вермеера» в Музей изящных искусств в Бостоне продлится до 18 января 2016 года.
По материалам официального сайта Музея изящных искусств в Бостоне и artdaily.com
 Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
HELP