Регистрация

В Филадельфии увидят «Гнев Богов: шедевры Рубенса, Микеланджело и Тициана»

Мне нравится2       0  
Этой осенью Музей искусств Филадельфии представил выставку под названием «Гнев Богов: шедевры Рубенса, Микеланджело и Тициана». Экспозиция посвящена одному из самых прекрасных произведений великого фламандского живописца Питера Пауля Рубенса «Прометей прикованный» — претенциозной и масштабной картине, которую сам художник называл «цветком в своём саду».
Она соседствует с произведениями мастеров эпохи Возрождения и барокко, вдохновивших Рубенса на драматический сюжет о вечных муках, на которые Зевс обрёк титана Прометея за то, что тот подарил людям огонь.
Экспозиция включает знаменитый рисунок Микеланджело «Наказание Тития» из британской Королевской коллекции, и большое полотно Тициана на ту же тему из музея Прадо. Ни одна из этих работ ранее не демонстрировалась рядом с «Прометеем» Рубенса.
«Объединение этих шедевров будет способствовать более глубокому пониманию одной из самых прекрасных и значимых картин в нашей коллекции», — подчеркнул директор Музея искусств Филадельфии Тимоти Раб (Timothy Rub).
Питер Пауль Рубенс. Автопортрет

Изобразив Прометея, прикованного к скальному выступу, Рубенс сделал упор на аллегории творения и амбиций и заново рассказал историю бессмертного мятежника, который пострадал за человечество. Художник задумал полотно на этапе формирования своей карьеры, вернувшись в Антверпен после восьми лет, проведённых в Италии, где изучал искусство Возрождения и античности. Всё полученное там вдохновение он сплавил воедино для создания революционного стиля, который помог становлению барокко в XVII веке.
Слева: Питер Пауль Рубенс, «Автопортрет» (1628 — 1630 годы). Дом-музей Рубенса в Антверпене

В «Прометее прикованном» Рубенс воспроизвёл ужасающую, но эмоционально захватывающую сцену. Опрокинутая навзничь массивная полуобнажённая мужская фигура корчится, лягается и сжимает кулаки, пока орёл терзает её грудь, пытаясь добраться до печени. Такова была вечная кара Зевса за то, что Прометей украл огонь с Олимпа и подарил его человечеству.
Поместив рядом картину Рубенса, Микеланджело и Тициана, кураторы подчеркнули влияние, которое оказали на художника барокко×
Сменивший Ренессанс стиль барокко, в отличие от искусства Возрождения, сохранявшего дистанцию между произведением и зрителем, стремился потрясти душу. Разумеется, успешно: живописные жемчужины тех времен  - истинные сокровища.
читать дальше
столпы итальянского Возрождения. Например, это видно в рискованной композиции и цветовом решении фигуры, как на картине «Титий». Тициан также изобразил ужасное наказание титана, аналогичное нападению хищника.
Заметно и поразительное сходство обеих картин с двусторонним рисунком Микеланджело, особенно в позах центральных фигур и экспрессивном изображении их мускулатуры. «Наказание Тития», который стал знаменитым ещё при жизни Микеланджело, также изображает героя, подвергнутого мучениям.
Микеланджело Буонарроти. Страшный суд, фреска алтарной стены Сикстинской капеллы, деталь: Христос с Марией

На обратной стороне листа его фигура преобразована в набросок воскресшего Христа. Этот образ предваряет изображение Иисуса в сцене Страшного суда в Сикстинской капелле. Посетители музея в Филадельфии могут увидеть обе стороны этого рисунка и провести прямую параллель между Прометеем и Христом, которые принесли себя в жертву во благо человечества.


Слева: Микеланджело Буонарроти, «Страшный суд», фреска алтарной стены Сикстинской капеллы (фрагмент Иисус и Мария)

На выставке также представлена копия древнегреческой скульптуры «Лаокоон», созданная в 1805 году. Она изображает троянского жреца в и двух его сыновей, на которых напали гигантские змеи. Оригинал, обнаруженный в начале XVI века, стал широко известен как одно из наиболее впечатляющих изображений боли и наказания в истории искусства. Рубенс делал зарисовки Лаокоона, разрабатывая собственную эстетику ужаса.
В экспозицию включены работы двух художников из Северной Европы — фламандца Михиля ван Кокси и Хендрика Гольциуса из Нидерландов. С их помощью показано, как проходил процесс становления Рубенса и какими путями распространялись идеи, приведшие к формированию стиля барокко×
Сменивший Ренессанс стиль барокко, в отличие от искусства Возрождения, сохранявшего дистанцию между произведением и зрителем, стремился потрясти душу. Разумеется, успешно: живописные жемчужины тех времен  - истинные сокровища.
читать дальше
.
Хендрик Гольциус. Икар из серии «Четыре позора»
Хендрик Гольциус. Фаэтон из серии «Четыре позора»
  • Хендрик Гольциус, Икар из серии «Четыре позора» (1588)
  • Хендрик Гольциус, Фаэтон из серии «Четыре позора» (1588)
Легенда о Прометее — один из самых живучих мифов, связанный с творчеством. Его отголоски есть как в истории о докторе Франкенштейне — «современном Прометее», — так и в негаснущем огне олимпийского факела. «Мотивы Рубенса, который изобразил Прометея со всей наглядной жестокостью, понятны. Он стремился стать в один ряд с величайшими мастерами своего прошлого и древних времён. Эта картина — одно из величайших его достижений», — считает куратор Кристофер Аткинс (Christopher Atkins).

Хендрик Гольциус. Иксион из серии «Четыре позора»
Хендрик Гольциус. Тантал из серии «Четыре позора»
  • Хендрик Гольциус, Иксион из серии «Четыре позора» (1588)
  • Хендрик Гольциус, Тантал из серии «Четыре позора» (1588)
Выставка «Гнев Богов: шедевры Рубенса, Микеланджело и Тициана» в Музее искусств Филадельфии продлится до 6 декабря 2015 года.
По материалам artdaily.com и официального сайта музея
КомментироватьКомментарии
HELP