Регистрация

Первая выставка портретов Гойи в Лондоне: короли, аристократы, семья и сам художник

Мне нравится4       0  
Национальная лондонская галерея 7 октября приглашает на открытие выставки «Гойя: Портреты». Исключительное событие! Еще никогда выставки работ мастера не посвящались исключительно портретам его кисти, хотя эти работы составляют треть всего наследия Франсиско Гойи. Около 70-ти работ художника собраны из музеев Мадрида, Стокгольма, Парижа, Мехико, Нью-Йорка, Сан Паулу, Лондона, а также частных собраний.

«Цель выставки — переоценка статуса Гойи как одного из величайших портретистов в истории искусства. Его инновационный и нетрадиционный подход поднял портретный жанр на новые высоты, благодаря своей способности раскрывать внутренний мир моделей даже в самых официальных портретах», — говорит куратор Ксавьер Брей.
Многие музейные работы более 50 лет не появлялись на публике, а некоторые картины, принадлежащие потомкам изображенных на них аристократов, зрители увидят впервые.
Из сенсационных картин экспозиции — крайне редко появляющийся на публике «Портрет графини-герцогини Бенавенте» из частного собрания, и портрет «Дон Валентин Беллвис де Монкада и Писарро», который никогда не экспонировался раньше — даже репродукции не публиковались.
Гойя прожил 84 года и стал свидетелем многих драматических моментов, которые изменили ход истории в Европе. Выставка проследит карьеру портретиста его раннего периода, когда Гойя был Первым придворным живописцем Карла IV в Мадриде и любимым художником испанской аристократии. Затем экспозиция продолжит исследовать его творчество в сложные времена при Джозефе Бонапарте, затем во время царствования Фердинанда VII и до последних лет жизни во Франции.
У Гойи были влиятельные друзья-покровители, которые способствовали художнику в его приближении к статусу Первого придворного живописца, среди них — герцог Осуна. Их отношения продолжались 30 лет: Гойя написал много портретов этой семьи, а позже писал картины их выросших детей. Когда в 1896 году потомок герцога обанкротился и вынужден был продать свое имущество, в каталоге работ было указано 27 произведений Гойи.
Дочь герцога Осуна Гойя изобразил приблизительно в возрасте 20-ти лет, когда девушка выходила замуж за маркиза Санта Круз — министра королевского двора, члена Академии искусств и первого директора Музея Прадо.
Среди других портретов аристократов — семья графа Альтамира, члена правления Банка де Сан-Карлос — будущего Банка Испании. Три портрета членов семьи, хранящиеся в разных собраниях, воссоединятся на выставке.
Франсиско Гойя. Портрет графа Альтамира
Франсиско Гойя. Портрет герцогини Альтамира с дочерью Марией Августиной
  • Гойя "Портрет графа Альтамира", 1787
  • Гойя "Портрет графини Альтамира с дочерью Марией Августиной", 1788
«…на портрете Гойи… лицо ребенка — вот что привлекает внимание! Белое и какое-то неживое, застывшее. Можно, конечно, спекулировать на провидческом даре художника (Мануэль умер через 5 лет), но, скорее, приходят на ум его собственные дети, семеро из которых умерли.
Не менее примечательны другие детали картины — сорока на поводке, клетка со щеглами и три кошки, хищно уставившиеся на сороку. И тут можно позволить разгуляться фантазии! Испанские художники часто рисовали щеглов на детских портретах как символ невинности. Но здесь щеглы — в клетке. Сорока на воле — и мальчику совершенно безразлично, что рядом кошки, ведь на поводке всего лишь игрушка. Кошки — сразу возникает ассоциация с кошачьими мордами в „Капричос“. Но безумие накроет художника позже — еще не время. Пока что он, можно сказать, вручает в клюв сороке свою визитную карточку: после семьи Альтамира у Гойи появится очень много знатных заказчиков» — увлекательное исследование картин, посвященных знатному семейству, в нашем отдельном репортаже
Подарок для британцев — портрет герцогини Альба, который только однажды покидал Америку. Свою возлюбленную Гойя изобразил в костюме махи — черном платье и мантилье. Молва о красоте испанки, равно как о ее неудержимом темпераменте.
«Знаменитый „Портрет в черном“ (герцогиня в трауре по мужу) рассказывает и об отношениях художника и музы. Это любовь! Как еще трактовать то, что на кольцах на руке герцогини — имена „Гойя“ и „Альба“, а изящный перст указывает на песок, где после реставрационных работ лишь в конце 60-х годов прошлого века обнаружили надпись: „Только Гойя“. Эта картина хранилась в доме Гойи до конца его дней.» Все о сокровищах семейства Альба, включая картины Гойи — в нашем исследовании, снабженном не только репродукциями, но и фото.
Как особо отмечают организаторы, в королевских портретах Гойе удалось объединить свою способность проницательного наблюдателя и утонченность техники, чтобы создать уникальные запоминающиеся портреты. Жестом или позой, которые иногда не льстят моделям, художник открывает подлинную суть личности.
Антон Рафаэль Менгс. Мария Луиза Пармская

Рядом, для сравнения, приводим портрет той же высокой особы кисти Антона Рафаэля Менгса (1765). Контраст разителен, будто разные люди! Какая картина правдива? Что ж, вряд ли Гойя нарочно придал чертам королевы демонические отсветы ведьм из своих «Капричос». Натура у супруги короля Карла IV Испанского была, прямо скажем, неоднозначная. Говорили о грубости, пороках, властной натуре, которой покорялся сам король, внебрачных детях Марии Луизы Пармской (1751, Парма — 1819, Рим) - похожих на Мануэля Годоя, младшего ее на 16 лет и неспроста ставшего премьер-министром Испании в двадцать пять…

Да и на известном портрете испанского королевского семейства кисти Гойи ее истинная «глава» — королева, — снова предстает в аналогичном облике. Те же черты, то же выражение.
Франсиско Гойя. Карл III в костюме охотника
Франсиско Гойя. Король испанский Фердинанд VII
  • Гойя "Карл ІІІ в костюме охотника", 1788
  • Гойя "Король испанский Фердинанд VII", 1815
Портрет «Карл ІІІ в охотничьем костюме» (слева) — еще один красноречивый эпизод. Картина напоминает королевские портреты Веласкеса, созданные в предыдущем столетии, но изображение правдиво передает обветренное лицо короля, усеянное морщинами и немного ироничный жест принадлежат только Гойе, ясно показывая нам личность короля — просвещенного человека, который любит природу и свой народ. В портрете Фердинанда VII можно представить недоверие Гойи к напыщенному и эгоистичному монарху, который отменил Конституцию и снова ввел инквизицию. Его бессмысленное выражение лица говорит о том, что думает о нем Гойя.
Франсиско Гойя. Портрет герцога Веллингтона

Британский полководец Веллингтон в 1812—1814 гг. сражался в Испании против Наполеоновских войск. Гойя трижды писал Веллингтона, восхищаясь героем.

Этот портрет он писал два года, так как каждая битва приносила графу новый титул и награды, художник каждый раз менял мундир полководца и добавлял награды: медали, Золотой крест и высшую награду в Испании — Орден Золотого Руна.

Гойя «Портрет герцога Веллингтона», 1814

В Испании Веллингтон захватил 225 картин, похищенных Жозефом Бонапартом, братом Наполеона, из Королевской коллекции. Король испанский Фердинанд VII позволил ему оставить часть произведений искусства. Сегодня они называются «Испанским подарком» и хранятся в Лондонских музеях.
Портрет «Франсиско де Сааведра» (1798), недавно отреставрированный, не экспонировался более 50 лет. Он будет представлен рядом с портретом своего друга и коллеги, выполненным Гойей в том же году — «Портрет Гаспара Мельчоса Ховельяноса».
Неожиданность выставки — вопрос атрибуции одной из самых известных картин Гойи, гордости Национальной Галереи в Лондоне и одного из первых ее приобретений для своей коллекции в 1896 г. Под сомнением — «Портрет Доньи Исабель де Порсель»!
Как говорят британские искусствоведы, хотя портрет написан с потрясающим мастерством, манера письма по сравнению с другими работами Гойи, отличается меньшей тонкостью в передаче прозрачности тона и текстуры, а также, возможно, недостаточной психологической характеристикой, чем так славится рука мастера.
Кроме официальных портретов, на выставке есть ряд так называемых «интимных работ» — портреты семьи художника, близких друзей и автопортреты. Между самым ранним и самым поздним автопортретами - больше 40-ка лет. На первом Гойя молод и воодушевлен, на втором — ему 74 года, и он только недавно оправился от неизвестной болезни, едва не стоившей ему жизни.
Франсиско Гойя. Автопортрет за работой
Франсиско Гойя. Автопортрет с доктором Арриета
  • Гойя "Автопортрет у мольберта", 1785
  • Гойя "Автопортрет с доктором Арьетта", 1820
Глубоко потрясенный своей внезапной глухотой в сорокалетнем возрасте, художник был вынужден «слышать» иначе. Портрет для Гойи стал средством общения — он не боялся показать то, что видел: войну с Францией, Революцию и себя.
Супругой Гойи была сестра придворного художника Франсиско Байеу — Хосефа. В браке у них родились шесть детей, но выжил только один мальчик. Когда Гойя занял место придворного художника и стал вращаться в обществе аристократок, то практически перестал видеться со своей женой. Он написал всего один ее портрет.
Франсиско Гойя. Портрет Мариано Гойи, внука художника

«Портрет Мариано Гойя, внука художника» был написан за несколько месяцев до смерти художника. В это время мастер уже три года жил в Бордо в добровольном изгнании из-за антипатии к абсолютной власти Фердинанда VII. В 1827 году он в последний раз приехал в Мадрид и написал этот портрет. Эта картина, образец позднего стиля мастера, показывает, что мастерство и гениальность художника не оставляли его до последних дней жизни.


Гойя «Портрет Мариано Гойя, внука художника», 1827

Выставка продлится в Национальной Галерее в Лондоне с 7 октября до 10 января 2016 года и будет сопровождаться специальными лекциями и экскурсиями.
В обзоре использованы материалы официального сайта мероприятия и пресс-релиз выставки. Главная иллюстрация новости — «Король Карл IV в охотничьем костюме», 1799, Дворец Реал, Мадрид.
Комментировать Комментарии
HELP