Не менее примечательны другие детали картины — сорока на поводке, клетка со щеглами и три кошки, хищно уставившиеся на сороку. И тут можно позволить разгуляться фантазии! Испанские художники часто рисовали щеглов на детских портретах как символ невинности. Но здесь щеглы — в клетке. Сорока на воле — и мальчику совершенно безразлично, что рядом кошки, ведь на поводке всего лишь игрушка. Кошки — сразу возникает ассоциация с кошачьими мордами в „Капричос“. Но безумие накроет художника позже — еще не время. Пока что он, можно сказать, вручает в клюв сороке свою визитную карточку: после семьи Альтамира у Гойи появится очень много знатных заказчиков» — увлекательное исследование картин, посвященных знатному семейству, в нашем отдельном репортаже
Рядом, для сравнения, приводим портрет той же высокой особы кисти Антона Рафаэля Менгса (1765). Контраст разителен, будто разные люди! Какая картина правдива? Что ж, вряд ли Гойя нарочно придал чертам королевы демонические отсветы ведьм из своих «Капричос». Натура у супруги короля Карла IV Испанского была, прямо скажем, неоднозначная. Говорили о грубости, пороках, властной натуре, которой покорялся сам король, внебрачных детях Марии Луизы Пармской (1751, Парма — 1819, Рим) - похожих на Мануэля Годоя, младшего ее на 16 лет и неспроста ставшего премьер-министром Испании в двадцать пять…
Британский полководец Веллингтон в 1812—1814 гг. сражался в Испании против Наполеоновских войск. Гойя трижды писал Веллингтона, восхищаясь героем.
Этот портрет он писал два года, так как каждая битва приносила графу новый титул и награды, художник каждый раз менял мундир полководца и добавлял награды: медали, Золотой крест и высшую награду в Испании — Орден Золотого Руна.
Гойя «Портрет герцога Веллингтона», 1814
«Портрет Мариано Гойя, внука художника» был написан за несколько месяцев до смерти художника. В это время мастер уже три года жил в Бордо в добровольном изгнании из-за антипатии к абсолютной власти Фердинанда VII. В 1827 году он в последний раз приехал в Мадрид и написал этот портрет. Эта картина, образец позднего стиля мастера, показывает, что мастерство и гениальность художника не оставляли его до последних дней жизни.
Гойя «Портрет Мариано Гойя, внука художника», 1827