Регистрация

Наглое ограбление в Дании, исчезновение Уорхола в Словакии и два счастливых возвращения: обзор арт-криминала

Мне нравится2       0  
Совершенно беспардонно обворовали музей в Копенгагене двое молодых людей. Белым днём, под прицелами камер наблюдения они положили скульптуру Огюста Родена в мешок — и ушли. В Словакии же исчезли две работы Энди Уорхола, выданные напрокат. Зато картинная галерея в Тарусе вскоре получит обратно три полотна, украденные полтора месяца назад, а наследники арт-дилеров из Германии — работу мастера 16-го века.

Грабёж средь бела дня

Бюст работы Огюста Родена стоимостью в $ 300 тыс. украли среди дня из музея Новая глиптотека Карлсберга в Копенгагене. Кража произошла 16 августа, но полиция объявила об этом лишь четыре дня спустя.
Двум молодым людям, которые зашли в галерею под видом туристов, понадобилось 12 минут, чтобы снять с постамента бюст «Мужчина со сломанным носом», положить его в бумажный мешок и скрыться. Камеры наблюдения зафиксировали грабителей. Это парни среднего телосложения ростом 173 — 180 см.


Бюст «Мужчина со сломанным носом» относится к ранним работам Родена. Предполагается, что моделью для него послужил пожилой парижский рабочий. Скульптор сделал несколько авторских отливок в бронзе и мраморный вариант, который хранится в Музее Родена в Париже. Новая глиптотека Карлсберга владеет своей копией уже 95 лет.


Иллюстрация: Огюст Роден, «Мужчина со сломанным носом» (1863). Фото: Scanpix

По сообщению следствия, преступники нанесли первый визит в галерею примерно за неделю до ограбления, чтобы изучить помещение. «Они должны были знать, что собираются украсть», — сказал пресс-секретарь полиции.

Расследование ведут представители Интерпола и Европола.

Уорхол в заложниках

А из Музея Уорхола в словацком Медзилаборце пропали сразу два знаковых произведения иконы поп-арта. Это картина «Банка супа Кэмпбелл» и принт портрета Мэрилин Монро. Первая работа оценивается в 35 тыс. евро, вторая — в 500 евро. Но, по мнению местной полиции, на рынке они могут принести шестизначную сумму.


По словам музейщиков, оба экспоната были отданы в аренду компании Arts Group в «образовательных целях» ещё в марте. Однако факт их исчезновения был обнародован только сейчас. Кураторы уверяют, что работали с этой фирмой и ранее, а кражу начали подозревать лишь после того, как работы не вернули.


Иллюстрация: Энди Уорхол, «Банка супа Кэмпбелл» — картина, украженная из музея. Фото: The Mirror

Заместитель директора музея Михал Бицко (Michal Bycko) уверяет, что за картинами приехала вооружённая охрана, у которой были все необходимые документы. Однако полиция заявляет, что Arts Group указала в договоре фиктивный адрес.

Мало того, документ подписывался не между музеем и фирмой, а между музеем и частным лицом. Директор галереи Валика Мадьярова (Valika Maďarová) задержана, но отказывается сотрудничать со следствием.
Одна из двух пропавших работ — портреты Мерилин. Фото: The Mirror
Словацкие СМИ предполагают, что картины Уорхола стали «выкупом» от имени местного предпринимателя — основателя Arts Group, который задолжал крупную сумму израильскому бизнесмену.


Музей Уорхола в Медзилаборце хранит более 160-ти работ, памятных вещей и артефактов, принадлежавших художнику. Это вторая по величине в мире галерея, посвящённая Энди Уорхолу — после музея в Питсбурге (США).

Возвращение в Тарусу

Праздник в Тарусском музее: российские следователи обнаружили три картины, похищенные из галереи в июле этого года. Две из них — «Море у острова Капри» Ивана Айвазовского и «Голова иерусалимского еврея» Василия Поленова — оказались в Калуге. Полиция задержала 31-но и 33-летнего местных жителей, один из которых был ранее судим.
Картина Ивана Айвазовского «Море у острова Капри», украденная из музея в Тарусе
Третья работа — «Распятие с предстоящими и святым Франциском Ассизским» неизвестного автора — нашлась в одном из московских ломбардов.
Как сообщал «Артхив», утром 9 июля двое преступников в чёрных масках и солнцезащитных очках проникли в помещение Тарусской картинной галереи вслед за директором и одной из работниц. Угрожая предметом, похожим на пистолет, они связали женщин скотчем и похитили уникальные картины.
Причинённый ущерб составил более 7,5 миллиона рублей.
МВД России возбудило дело по статье («Разбой, совершенный организованной группой в особо крупном размере».

Реституция Вертингера


И ещё одно возвращение — на этот раз десятилетия спустя. Правительство немецкой земли Баден-Вюртемберг отдало картину Ганса Вертингера наследникам арт-дилеров еврейского происхождения Исаака Розенбаума (Isaac Rosenbaum) и Сэми Розенберга (Saemy Rosenberg). Они владели «Портретом пфальцграфа Иоанна III» (ок. 1526) до Второй мировой войны, но в 1936-м вынуждены были его продать, а вырученные деньги перевести на счёт нацистского правительства.


Иллюстрация: Ганс Вертингер, «Портрет пфальцграфа Иоанна III» (ок. 1526). Фото: Wikimedia Commons

Сейчас работа Ганса Вертингера оценивается в пятизначную сумму.
Картина находилась в собрании Государственной галереи Штутгарта с 1948 года, куда попала по завещанию коллекционера Генриха Шойфелена (Heinrich Scheufelen). Сотрудник музея заявил, что «нет никакого сомнения» в том, что портрет был отчуждён у торговцев антиквариатом.
Это уже 24-е за последние 13 лет произведение искусства, которое Баден-Вюртемберг возвращает по реституции. Ежегодно правительство земли тратит 250 тыс. евро на исследование провенанса похищенных нацистами ценностей.
Воистину, трудно представить всю радость тех, кто обретает художественные ценности, как и горе тех, кто их теряет. Остаётся лишь надеяться, что бюст Родена и картины Уорхола не исчезнут на десятилетия или же не пропадут вовсе без следа.

В материале использованы сведения из источников artdaily.com, news.artnet.com, The Art Newspaper, официальных сайтов музеев.
КомментироватьКомментарии
HELP