Регистрация

"Оноре Домье и графическая сатира во Франции": актуальное искусство!

Мне нравится3       0  
Выставка «Оноре Домье и графическая сатира во Франции», открывшаяся в Городской галерее в Штутгарте, рассказывает о рождении политической карикатуры во время Великой Французской революции. В центре внимания — хлесткие работы Оноре Домье, которые высмеивают политических деятелей и представителей правосудия. Его рисунки и сегодня сильны, раз вдохновили самого Пола Маккартни сделать мультипликационный фильм с музыкой! Посмотрим?
О.Домье «Стирка» (Синий отмылся, а этот дьявольский красный держится, как кровь), литография, ок. 1832 г.
За свою жизнь Оноре Домье создал около 4 000 литографий и столько же карандашных рисунков. На выставке же представлены около 60 литографий, которые художник создал во время работы в сатирических журналах «Карикатура» (1830−1835) и «Шаривари» (1832−1838).
Еженедельники были основаны анти-роялистом Шарлем Филипоном, он же был и главным редактором, обладающим острым пером, и писал о свободе слова, свободе мысли, коррупции правящей власти.
О.Домье «Отцеубийца», литография для журнала «Шаривари», 1850 г.
Домье знаменует начало современной политической карикатуры. Он выступает как республиканец от имени мелкой буржуазии и рабочего класса, которые совершили Июльскую Революцию 1830 года. Но, покинув баррикады, народ обнаружил не Республику, во имя которой вышел, а нового избранного монарха — Луи-Филиппа, ставленника финансовой буржуазии.

Пять лет страна содрогалась от попыток переворотов, покушений и забастовок, и именно в это время появляется сатирическая пресса («Карикатура» и «Шаривари»), которая критикует власть, воспользовавшись свободой слова, отвоеванной Революцией.

Из-за двух карикатур на короля Домье полгода сидел в тюрьме в 1832 году. Луи-Филиппа он изобразил в образе Гаргантюа, которому вдовы, калеки и бедняки приносят последние монеты, чтобы прокормить короля, а вокруг стоят министры, готовые получить еще более щедрые привилегии от монарха.

Шесть месяцев, проведенных с другими революционерами-заключенными, добавили Домье своеобразной «политической подкованности» — он изучал и запоминал характеры и лица, ведь работая, он никогда не делал зарисовок и эскизов для своих карикатур.

«Отличительное качество Домье как художника — это его определенность. Его рисунок свободный и легкий, это непрерывная импровизация. У него феноменальная, почти сверхчеловеческая память, которая заменяет ему живую модель. Художник изумительно владеет искусством портретирования: делая карикатуры и преувеличивая качества оригиналов, он так преданно держится природы, что эти произведения могут служить моделями для всех портретистов». Шарль Бодлер
О. Домье «Граф Д’Аргу», литография, 1832 г.
Уже в наше время британский мультипликатор Джефф Данбар убедил в том, что рисунки Домье могут служить потрясающим материалом для создания анимационных фильмов и рассказывать целые истории. Сама же идея создания фильма «Закон Домье» принадлежала Полу Маккартни и его жене Линде. Легендарный музыкант сам написал музыку к мультфильму. В 1992 году фильм был снят, а в следующем году получил премию BAFTA от Британской Академии кино.
Все разнообразие классов современного общества в Париже с их манерами, обычаями, привычками и особенностями стали предметом сатиры Домье. Диапазон тем был настолько велик, что Домье часто сравнивали с «Человеческой комедией» Бальзака, который после первого знакомства с работами графика сказал: «В этом парне есть что-то от Микеланджело».
О. Домье «Последнее заседание бывших министров», литография, 1848 г.

Домье принадлежит также заслуга в распространении техники литографии, которая была изобретена еще в 1796 году, и дала возможность воспроизводить рисунки большими тиражами. Именно во Франции стечение обстоятельств привело к распространению этой техники и невиданному расцвету. Народное образование, введенной после Революции подготовила массу читающей публики. Однако к буквам нужны картинки — более половины объема издания порой было отдано им. Так, каждый выпуск журнала «Карикатура» содержал четыре листа, два из которых были отданы рисункам-карикатурам, комментирующих политическую ситуацию.
О. Домье «Свобода мысли», литография

Выставка «Оноре Домье и графическая сатира во Франции» открыта в Городской галерее в Штутгарте до 20 сентября 2015 года. Организаторы акцентируют особое внимание на актуальности карикатуры в современном искусстве и напоминают о недавних событиях во Франции — теракте в редакции сатирического журнала «Charli Hebdo» в январе 2015 г. в Париже, который всколыхнул весь мир.
Главная иллюстрация новости — литография О. Домье «Главные персонажи Комедии, которая идет сейчас на Елисейских Полях», 1951 г.
КомментироватьКомментарии
HELP