Регистрация

Мобильное приложение Ватикана по сбору средств на реставрацию вызвало споры в арт-мире

Мне нравится2       0  
Когда Сикстинская капелла в следующий раз подвергнется модернизации, вы сможете поучаствовать в этом в соответствии с духом времени. Пожертвование можно сделать со смартфона — через новое приложение Patrum, которое недавно запустил Ватикан. Однако что в этом плохого? Противники реставрации приводят примеры…
Рафаэль Санти. Мадонна Фолиньо



В сокровищнице католической столицы хранятся такие шедевры, как Бельведерский торс, скульптура Лаокоон и сыновья, «Мадонна из Фолиньо» Рафаэля (иллюстрация слева)… С приложением Patrum покровители Музеев Ватикана надеются, что поклонники этих шедевров во всем мире примут участие в грандиозном краудфандинге.

Crowdfunding или «народное финансирование» (от англ. сrowd — «толпа», funding — «финансирование») — добровольное пожертвования денег и других ресурсов на определённые цели.
Скриншоты приложения Patrum для iPhone
Казалось бы, очень своевременная и современная инициатива. Но она не нашла единодушной поддержки среди поклонников искусства. В частности, искусствовед Джонатан Джонс в редакционной статье для британской газеты The Guardian не выразил ни малейшего восторга от перспектив, которые открывают новое приложение.

В качестве аргумента против он приводит реконструкцию Сикстинской капеллы, проведённую в 1980-х. По его мнению, специалисты перестарались в своём стремлении очистить, сделать ярче и привлекательнее знаменитые фрески Микеланджело — с них были удалены метки, оставленные временем.
Правда ли, что реставраторы перестарались, когда очищали и вновь окрашивали фрески Микеланджело? Джонатан Джонс считает, что это, к сожалению, так. Фото via The Guardian
Арт-критик соглашается с тем, что многие шедевры нуждаются в реставрации, но указывает, что есть хрупкое равновесие между стремлением восстановить произведение искусства и модернизировать, обновить его. «Приезжайте и посмотрите на нового улучшенного Давида! Заверните на последнюю версию «Тайной вечери»!", — с сарказмом восклицает он.
«Извините меня, но реконструкции — это опасная одержимость, которая нуждается в обуздании, — пишет Джонс. — Большинство проектов по восстановлению не что иное, как помпезные акты саморекламы, во время которых музеи покрываются лесами, а галереи закрываются безо всякой пользы».
Три года назад нарекания критиков вызвала небрежная, по их мнению, реставрация правой руки Христа на «Тайной вечере» да Винчи. Расположение рукава балахона не соответствует тому, каким его изобразил Джампетрино, ученик Леонардо, на своей копии фрески (справа). Кто ошибся — реставраторы или копиист? Насколько важна эта деталь? Фото: The Independent
В этом что-то есть, но Джонс не учитывает, что кроме простой очистки произведений искусства нужно делать многое для поддержания коллекции мирового уровня и шедевров Возрождения, хранящихся в Ватикане. Авторитетное сетевое издание Artnet.com напоминает, что в прошлом году были приняты меры по защите Сикстинской капеллы в связи с постоянно растущим количеством туристов: установлены новые системы кондиционирования и освещения.
«Теперь уровень влажности и температура регулируются автоматически с учётом количества людей [в помещении], пыль и диоксид углерода отфильтровываются из воздуха», — пишет интернет-журнал.
Иллюстрация выше: неисправный кондиционер в римской Галерее Боргезе нанёс серьёзный ущерб «Положению во гроб» Рафаэля
Остальная часть Музеев, основанных в 1506 году, до сих пор нуждается в кондиционировании. И его установка поможет сохранить культурное и художественное наследие Ватикана на долгие годы, но станет дорогостоящим и сложным проектом.

За прошлый год учреждение заработало $ 87 млн от продажи билетов. Но половина суммы уходит в бюджет города-государства, остальное идёт на текущие нужды, обслуживание зданий и заработную плату восьмистам сотрудникам. Поэтому Музеи Ватикана по-прежнему нуждаются в финансирования реставрационных проектов.
Музеи Ватикана считаются одними из старейших в мире. Это взаимосвязанные галереи, посвящённые живописи, египтологии, этнографическому и современному религиозному искусству. Путешествие по ним завершается в Сикстинской капелле.
Первым «испытанием» для приложения Patrum станет проект реставрации гобелена 18-го века во французском стиле ($ 130 тыс.) и сохранения пяти свитков китайского каллиграфа Чжао Юна, относящихся к 13-му — 14 векам ($ 141 тыс.).
Каждый, кто сделает пожертвование, получит статус «серебряного покровителя», а тот, кто профинансирует весь проект сразу — «золотого».
Комментировать Комментарии
HELP