Регистрация

«Неизвестный Эрмитаж» - премьера в Хабаровске

Мне нравится1       0  
В Хабаровском Дальневосточном художественном музее впервые представлена экспозиция, к которую вошли как картины из собрания самого ХДХМ, так и из Приморской государственной картинной галереи города Владивостока. Клод Лоррен, Аннибале Каррачи… Удивительно: замечательные, ценные картины были переданы Эрмитажем приморским музеям в 30-х годах прошлого века и с тех пор никогда не экспонировались!
Джовани Арричетти. «Портрет Тициана». Нач. 18 в. Бумага, акварель×
Акварель (от итал. «aquarello») – широко известная техника рисования с помощью красок на водной основе, изобретенная в III ст. в Китае. Акварельные краски после растворения в воде становятся прозрачными, поэтому при нанесении их на зернистую бумагу изображение выглядит воздушным и тонким. В отличие от картин маслом, в работах акварелью отсутствуют фактурные мазки.
читать дальше
Наконец, к 250-летию Эрмитажа, зрители наконец-то смогут увидеть произведения искусства итальянских, голландских, французских, немецких мастеров XVI — нач. XX веков.
Представлены работы Клода Лоррена, Джованни Арричети, Аннибале Карраччи и многих других художников западной Европы.
Аннибале Карраччи, «Святое семейство» 17 в. Холст, масло. Италия
Примечательно и полотно Карраччи, но особой жемчужиной выставки является полотно «Портрет полководца Хуана Австрийского»: это шедевр испанской живописи XVI века, единственная картина Алонсо Санчеса Коэльо, хранящаяся в России.



Алонсо Санчес Коэльо, «Портрет полководца Хуана Австрийского», 16 век, холст, масло, Испания

В истории Эрмитажа были периоды, когда власти страны вмешивались в формирование коллекций и порой брутально изымали из фондов картины мирового уровня для продажи. В период с 1929 по 1934 гг. приказами Правительства были проданы 48 практически бесценных шедевров, среди которых картины Рембрандта, Рафаэля, Тициана, Ван Гога.
Винсент Ван Гог. Ночное кафе
О масштабах происходящего тогда с бесценными работами великих мастеров судите и по этому примеру. Шедевр Ван Гога «Ночное кафе», купленный весной 1908 г. на выставке «Салон Золотого руна» за 3 тыс. рублей (7 тыс. тысяч франков) коллекционером Иваном Морозовым, в 1918 г. был национализирована советской властью. В 1928 — 33 годах полотно выставлялось в Москве, а затем было продано коллекционеру Стефану Кларку. После его смерти, согласно завещанию, права на картину перешли Йельскому университету. В 2014 г. правнук Ивана Морозова Пьер Коновалофф проиграл в американском суде права на картину.
Читайте подробнее в публикации «Сталинские распродажи: пир духа воронья»
Именно в ту пору и возникли случаи передачи части коллекций из Эрмитажа в другие музеи СССР. Музейщики до сих пор спорят: было ли это благом для коллекции или же нет. Некоторые из них считают, что передавая картины в другие музеи, их коллеги спасали экспонаты от продажи на Запад.
Дюжарден Карель, «Маленький нищий музыкант» 17 век, Голландская школа. Бумага, офорт×
Офорт (от фр. eau-forte - «крепкая вода») – гравюра, создаваемая на металлической поверхности с помощью травления контура рисунка кислотами. До XVI века изображение умели гравировать только острыми резцами, что гораздо сложнее, нежели при помощи химических реакций. Многие известные художники, которые тяготели к более живописной передаче образов в графике, эксперементировали с данной техникой. Среди них – Рембрандт (Rembrandt) и Дюрер (Dürer).
читать дальше
.
Впрочем, даже после Второй мировой войны и смерти Сталина угроза коллекции Эрмитажа не исчезла. Так, Пергамский алтарь — самый значительный после мраморных статуй Парфенона древнегреческий памятник, — был вывезен советскими войсками из Берлина в 1945 году и в совершенно секретном режиме содержался в спецхране Эрмитажа до 1954 года — только тогда он стал доступен для посетителей. В 1958 году по решению Хрущева алтарь вместе с огромным количеством других трофейных предметов искусства был возвращен ГДР. А в Эрмитаже осталась прекрасно сделанная гипсовая копия алтаря, которую в 2002 году передали в подарок Академии имени Штиглица, где ее можно увидеть на галерее Большого зала под стеклянным куполом.
Фрагмент Пергамского алтаря, «Супруга Зевса Гера правит квадригой».
Пергамский алтарь был воздвигнут в честь победы, одержанной в 228 году до н.э. армией царя Аттала I над варварами-галлами. Древняя Греция.
Даже в наши дни, в 2013-м году, в связи с попыткой воссоздания Государственного музея нового западного искусства, закрытого в 1948 г., широко обсуждалась возможность передачи части эрмитажной коллекции художников-импрессионистов в Москву. После широкого обсуждения идея не нашла поддержки, как, впрочем, и не нашла поддержки идея воссоздания этого музея.
Елизавета Бём, «Захмелел» 19−20 век. Бумага, акварель×
Акварель (от итал. «aquarello») – широко известная техника рисования с помощью красок на водной основе, изобретенная в III ст. в Китае. Акварельные краски после растворения в воде становятся прозрачными, поэтому при нанесении их на зернистую бумагу изображение выглядит воздушным и тонким. В отличие от картин маслом, в работах акварелью отсутствуют фактурные мазки.
читать дальше
, гуашь×
Гуашь (от франц. Gouache - влажный) – вид живописи, в котором используют матовые водорастворимые краски. Их также называют этим термином. Возникла гуашь в ХI веке, когда к акварели добавили клей и белила для достижения большей плотности. Её консистенция создает непрозрачное изображение, может перекрывать «неудачные» места. В Средневековье гуашевыми краскам создавали миниатюры в книгах. Художники эпохи Возрождения использовали их для эскизов. В России гуашь стала популярна среди плакатистов. В станковой живописи её применяют для оформления декоративных элементов, в сочетании с тушью или акварелью. Гуашью работают не только на бумаге, а и на холсте, фанере, ткани.Краска сначала наносится тонким флоем, а затем перекрывается болем плотным. Существует художественная и плакатная гуашь. Для последней характерна большая насыщенность.
читать дальше
.
Так или иначе, но представленная в Хабаровске выставка «Неизвестный Эрмитаж» позволит увидеть работы знаменитых мастеров Европы, долго время спрятанные от глаз зрителей. Очень хочется надеяться, что такие экспозиции станут традиционными, а шедевры мирового наследия будут меньше пылиться в музейных запасниках.

Выставка продлится до 1 ноября этого года.
Все иллюстрации, кроме картины Ван Гога и Пергамского алтаря, — из экспозиции «Неизвестный Эрмитаж"

Главная иллюстрация новости — Клод Лоррен, «Порт», 17 век.
Медная пластина, масло. Франция.
КомментироватьКомментарии
HELP