Регистрация

Уильям Моррис и Энди Уорхол: "странная парочка" на выставке в Бирмингеме - с культовыми шедеврами

Мне нравится2       0  
О Святой Грааль! Как можно это совмещать?! «Не упустите уникальную возможность, выпадающую раз в жизни, увидеть шедевры двух гигантов истории искусства!» — зазывают организаторы на выставку Уильяма Морриса и Энди Уорхола. Действительно, культовые работы, но что за странное сочетание?! Однако публика и критика от вернисажа в восторге. Разбираемся и осматриваемся!
Моррис и Уорхол. Англичанин и американец. Гений поп-арта и прерафаэлит. Их разделяет столетие. Однако у одного были фабрики, у другого — скандальная и знаменитая студия - также «Фабрика». Их творчество объединяет идея тиражирования, индустриализации и… предприимчивость. Увидев их работы рядом, вы сможете это понять!
Уильям Моррис. Акант (Аканф). Дизайн для ткани
Сталкивая в едином пространстве столь непохожие на первый взгляд творения художников — прерафаэлита Морриса и иконы «поп-арта» Уорхола, — выставка «Love is Enough» в Англии поразительным образом выделяет главное. То общее, что объединяет мастеров: стремление нести искусство в массы (оба поставили производство своих работ на поток, совершив революционные шаги), и оба с рыцарской верностью питали свой стройный мифологический ряд.
У Морриса — мифы и легенды и характерные лики (главный «хит» выставки — серия о рыцарях Святого Грааля), у Уорхола — культовые персонажи эпохи, изображения их лиц, ставшие «иконами». Лиз Тейлор и Мэрилин Монро, мы вас знаем!

Оба в будущем знаменитых художника в детстве болели, и один рисовал средневековых рыцарей и изучал историю, другой — писал поп-звездам в надежде раздобыть фото с автографом для своей коллекции.




Трогательный экспонат — фото Ширли Темпл с автографом из коллекции Энди Уорхола.

Впрочем, организаторы выставки определили свой «крен»: потешить публику решили изысканно, целиком по-викториански. И поместили работы не просто рядом: портреты поп-див Уорхола еще и «вписали» в работы Морриса — мы видим орнаменты, некогда созданные им для обоев. «Красивенькое» все же побеждает?..
Центральное место в экспозиции занимают знаменитые гобелены серии «Святой Грааль» производства Morris & Co., — единственная доступная английской публике, хранящаяся не в частных руках. Чтобы приобрести для музея серию гобеленов, в 1907 году средства собирали по подписке, с тех пор ценные экспонаты — в коллекции музея Бирмингема.
Уильям Моррис. Серия «Поиски Святого Грааля». Отъезд рыцарей (Совместно с Эдвардом Бёрн-Джонсом)
Уильям Моррис. Серия «Поиски Святого Грааля». Отъезд рыцарей (Совместно с Эдвардом Бёрн-Джонсом)
Но все равно вот так, запросто, эти шедевры в музее не застанешь: их можно экспонировать не чаще, чем раз в пять лет, чтобы оградить от разрушительного выцветания и обветшания. И то не каждые 5 лет гобелены появляются в залах — до 2015 года их выставляли лишь в 2008 году. Так что нынешнее обустройство выставки гобеленами Морриса — настоящий ритуал. Он заснят на фото и видео: посмотрите, как трепетно размещают огромные работы! Роскошь…
Уильям Моррис (William Morris, 1834 — 1896) — английский художник, поэт, издатель, а также искусный ткач — мастеровой, законодатель мод в дизайне. Он бесил своими узорами для гобеленов и обоев Оскара Уальда, зато радовал обычных сограждан — рядовых обеспеченных викторианцев. Провозгласив идею гармони в быту, он стал основателем «Движения искусств и ремесел», объединившим творческих мастеров, в том числе собратьев по цеху прерафаэлитов. В мастерских «Morris & Co» царила штучная технология Средних веков — «эксклюзивные» результаты тут же были «на ура» приняты публикой! К слову, даже Щукин заказывал Моррису один из гобеленов («Поклонение волхвов», ныне — в Эрмитаже)…

Вспомним и о «Красном доме» — лондонском особняке Морриса. Дом обустраивали прерафаэлиты во главе с хозяином дома и хозяйкой — небезызвестной Джейн Берден (музы братства), при участии Бёрн-Джонса, Россетти… Они же были постоянными сотрудниками компании по производству предметов декоративно-прикладного искусства «Моррис, Маршалл, Фолкнер и Ко» — ее открыл Моррис в 1861 году.

На фото — соратники, Моррис и Берн-Джонс. Собственно, на счету последнего — немало разработанных для компании гобеленов!

И кто только это придумал?!
Куратор и идейный вдохновитель необычной выставки — британец Джереми Деллер (Jeremy Deller), обладатель премии Тернера 2004 года, заметная фигура в мире современного искусства. Он был самым молодым и неизвестным среди претендентов, однако тогда видеоработа «Корзина памяти» (Memory Bucket, 2003) победила! Свои следующие проекты, от инсценировки исторического события и сбора коллекции артефактов британской народной культуры и до недавнего громкого представления «психоделического» дизайна банкнот, — этот художник, куратор и продюсер готовит тщательно и продуманно. Так что и нынешнее сопоставление двух знаковых и столь разных творцов — вовсе не погоня за эффектными трюками!
Энди Уорхол. Бирюзовая Мэрилин
Одна из самых интересных выставок сезона в Англии, успешно погостившая в Оксфорде, продлится в Бирмингеме до 6 сентября.

Фотос выставки - с сайта музея, а также с официальной страницы Birmingham Museum and Art Gallery (UK)


Комментировать Комментарии
HELP