До 13 сентября в Национальной галерее Канады можно посмотреть удивительную выставку цикла литографий «Дафнис и Хлоя» Марка Шагала. Эти работы экспонируются редко — они очень хрупкие. Как и любовь! Любуемся воздушными замками яркой истории в красках.
Хлою уносят метимнийцы. Из цикла "Дафнис и Хлоя"
1961, 41×64 см
Марк Шагал — пионер модернизма и один из ярчайших его «носителей». Ему удалось сформулировать свой художественный язык: мечтательный, игривый, воздушный и яркий. Художник очень быстро нашел центральную тему своего творчества — любовь.
Практически во всех женских образах его картин угадывается Белла Розенфельд — первая жена Шагала, в которой он узнал родную душу с первого взгляда. Даже в работах позднего периода жизни художника, после смерти Беллы, — везде ее лицо, ее глаза. «Это мои глаза, моя душа», — писал он о ней.
Также и история, которую создал мастер и которая наконец-то целиком экспонируется в Канаде — о любви. Цикл из 42 литографий будет представлен в столице Канады Оттаве впервые. «Дафнис и Хлоя» — это история пастуха Дафниса и пастушки Хлои, молодых и влюбленных. Они живут неподалеку от Митилини, самого крупного города на острове Лесбос. Удивительные приключения испытывают их любовь и соединяют их судьбы навеки.
Сад Филетаса. Цикл "Дафнис и Хлоя"
1956, 41×64 см
Шагал получил заказ на изготовление этих литографий в 1939 году. Заказчик — грек Эжен Териад, парижский издатель. Он планировал издать роман древнегреческого поэта и писателя II века Лонга «Дафнис и Хлоя» — это один из пяти канонических греческих романов. Шагал не сразу согласился на предложение Териада: он видел иллюстрации к этому же произведению, выполненные Пьером Боннаром, — художником, которого он слишком уважал и с которым не желал соревноваться.
Храм и история Бахуса. Цикл "Дафнис и Хлоя"
1956, 42.7×65 см
И только в 1952 году, когда Боннар умер, Шагал принял предложение и отправился на Лесбос, откуда, кстати, оказался родом и сам Териад. Греция поразила художника, и он съездил туда вновь через два года.
— Шагал создавал литографии «Дафнис и Хлоя» на протяжении четырех лет.
— В каждой из них использовано до 25 цветов и оттенков, и каждый из них был отпечатан художником отдельно. Критики любят говорить, что в этих работах Шагал «изобрел синий и зеленый заново».
— На экспозиции в Канаде литографии впервые собраны вместе и представлены в порядке следования сюжету романа.
Весна. Цикл "Дафнис и Хлоя"
1956, 41×64 см
Литографии из цикла «Дафнис и Хлоя» завораживают своей причудливой атмосферой и богатой, насыщенной палитрой. Где-то история рассказана с помощью образов, а где-то — лишь с помощью цвета, сияющего и заполняющего все пространство. Эта работа подчеркивает уникальный стиль Шагала и является одним из важнейших графических произведений в его творчестве.
Цикл литографий «Дафнис и Хлоя» — это часть большого подарка, сделанного в 1986 году Национальной галерее Феликсом Кине. Последний унаследовал эти литографии от своего приемного отца Джозефа Ливерана, который был лично знаком с Шагалом и коллекционировал его работы. Подарок Кине сделал канадскую Национальную Галерею «обладательницей» одного из самых больших собраний работ Шагала в Северной Америке.
Цикл литографий «Дафнис и Хлоя» — это часть большого подарка, сделанного в 1986 году Национальной галерее Феликсом Кине. Последний унаследовал эти литографии от своего приемного отца Джозефа Ливерана, который был лично знаком с Шагалом и коллекционировал его работы. Подарок Кине сделал канадскую Национальную Галерею «обладательницей» одного из самых больших собраний работ Шагала в Северной Америке.
После издания этих иллюстраций (в 1961) парижская Гранд Опера предложила Шагалу сделать оформление для балета Равеля «Дафнис и Хлоя», которое он с удовольствием принял. Были созданы эскизы костюмов, занавес и четыре огромных панно, служащих фоном для четырех действий балета.
Выставка «Дафнис и Хлоя» в Национальной галерее Канады продлится до 13 сентября 2015 года.