Регистрация

Живопись на грани нервного срыва: выставка позднего Поллока в Ливерпуле

Мне нравится1       0  
Галерея «Тейт Ливерпуль» приглашает заглянуть в беспросветный сумрак, который бушевал внутри Джексона Поллока в последние годы его жизни и нашел отражение на его поздних картинах, почти лишенных цвета. Они написаны уже после того, как Поллок совершил переворот в искусстве и был назван величайшим из современных художников. Он создал около 50-ти так называемых «черных» полотен — 22 из них впервые собраны вместе на выставке в «Тейт Ливерпуль». Так подробно позднее творчество Поллока еще не было представлено никогда.

Белое, черное, цветное

Ливерпульская выставка Поллока называется Jackson Pollock: Blind Spots. Это следовало бы перевести как «Белые пятна». Между тем, в поздних работах художника, которые не слишком хорошо известны публике и которым выставка в первую очередь и посвящена, преобладает черный цвет. Выбор цвета, увы, объясняется просто: к этому времени Поллок окончательно увяз в алкоголизме и депрессии.

Пестрые Полотна, с которым имя Поллока ассоциируется в первую очередь и которые сделали его знаменитым, в этой экспозиции тоже представлены. Однако их колорит не должен вводить в заблуждение: ни характер, ни судьба Поллока никогда не были простыми и безмятежными (путь художника в бездну описан в этой биографии).

Кляксы или макароны?

Творчество Поллока 40-х и начала 50-х годов различается не только цветовой гаммой, но и техникой. Свои самые знаменитые работы он создавал путем разбрызгивания краски — это их журналисты и публика сравнивали с жареными и макаронами и спутавшимися нитками для вязания, а самого художника-импровизатора — с его современником, джазовым саксофонистом Чарли Паркером.

Черную же краску Поллок разливал: иногда давая волю потекам, иногда размазывая ее кистью по тому, что, обретя его автограф, станет картиной. Из этой тьмы время от времени показываются элементы фигуративной живописи: мы вдруг видим среди драматичных мазков то гримасу, то обнаженное тело. Все это напоминает еще более изувеченную, чем у Пикассо, «Гернику». Теперь вместо джаза Поллок исполняет блюз: хорошему человеку очевидным образом плохо, внутри у него вот-вот взорвется бомба.
  • Джексон Поллок в студии со своими "черными" работами, 1950 год.
  • Поллок, разбрызгивающий краску на холст: Американский критик Гарольд Розенберг назовет это "живописью действия".
Джексон Поллок. Номер 5

Джексон Поллок. «Номер 5», 1952

Не балуя зрителя цветовым разнообразием, Поллок тем не менее привлекает его к сотворчеству, отказываясь давать название в качестве подсказки для толкования полотна. Именно в 50-х он окончательно откажется от что-нибудь значащих названий и станет ограничиваться нумерацией: понимайте, как хотите, — я все сказал.

Джексон Поллок. Номер 14
Номер 14
1951, 146.5×269.5 см

Ближе к телу

Галерея «Тейт» традиционно подготовила сувениры к новой выставке. Поллок на сумке, запонках, футболке… В такой версии его картины выглядят уже не драматично, а стильно.

Движение навстречу зрителю совершат и оригиналы. Выставка «Джексон Поллок: Белые пятна» пробудет в Ливерпуле до 18 октября, а после отправится за океан — с 15 ноября 2015 года до 20 марта 2016 года ее будет принимать Музей искусств Далласа.

Заглавная иллюстрация:. Джексон Поллок, «Портрет и мечта», 1953
КомментироватьКомментарии
HELP