Регистрация

«Ahora es el momento»: 13 фактов о Жане Мишеле Баския к выставке в музее Гуггенхайма в Бильбао

Мне нравится2       0  
«Черный Пикассо», за 2 года превратившийся из оборванца стрит-артиста в миллионера, друживший с Уорхолом, и повлиявший на все современное искусство — этот художник жил стремительно и умер молодым. Спустя 27 лет после смерти неоэкспрессиониста ретроспективу его творчества демонстрируют в испанском музее. А мы предлагаем Вам подборку фактов о Жане Мишеле Баския.
Снискавший известность уже в 20 лет благодаря своим новаторским картинам и рисункам, походившим на наскальную живопись с остро-социальными сюжетами, Жан-Мишель Баския (Jean-Michel Basquiat, 1960−1988) взял мир искусства в Нью-Йорке штурмом в начале 1980-х годов. Он получил международное признание как автор мощных и выразительных произведений, сталкивающих зрителя лоб в лоб с проблемами расизма, политического и социального неравенства. Хотя его стремительную карьеру смерть прервала всего в 27 лет, в мире искусства произведения Баския остаются чрезвычайно влиятельными.
«Теперь самое время»: в музее Гуггенхайма в Бильбао открылась первая в Испании выставка Баския, состоящая из cотни картин из частных коллекций и музеев США и Европы. Арт-маршрут пролегает по нью-йоркским улицам, провокационным граффити и комиксам.
1. Жан-Мишель Баския не был самородком-самоучкой, случайно попавшим в мир искусства. Он родился в Бруклине в семье гаитянина и наполовину пуэрто-риканки, наполовину американки. Отец его работал бухгалтером, мама интересовалась искусством, все детство водила мальчика по музеям искусств. Баския владел тремя языками — английским, испанским и французский.
2. Первые «пробы пера» артиста уже были невольно «коммерческими». В 16 лет Баския ушел из дома на Манхеттен. Ночуя в парках и сквотах, он продавал самодельные открытки по 2 доллара, разрисованные футболки и платья. Сегодня эти первые попытки заработать на пиво расходятся на аукционах по несколько тысяч долларов.
3. Баския — новатор граффити на «вечную тему». В 17 лет Баския дебютировал на арт-сцене Нью-Йорка с концептуальной граффити. В 1976 вместе со своим другом он начал создавать стрит-арт объекты на улицах нижнего Манхэттена под псевдонимом SАМО ©, что является аббревиатурой «same old sheet» или «то же старое дерьмо». Новаторские граффити, которые они делали, не имели ничего общего с теми, которыми принято было в то время украшать вагоны нью-йоркского метро.
Баския не считал себя художником граффити, он просто пользовался краской, как ломом, чтобы взломать двери мир искусства.
4. Музыкальный Олимп был первым! Известность Баския начала стремительно расти после того, как он основал рок-группу «Grey», ни один из участников которой не имел музыкального образования. Несмотря на это, бойз-бенд засветился в одном из фильмов, снискав популярность. Сам Баския пытался играть на кларнете. Коллектив создавал нечто среднее между авангардным джазом и хип-хопом.
Жан-Мишель Баския. Ринг
Ринг
1981, 152.4×121.9 см
5. Первая выставка? Продано! Картины, представленные на его первой персональной выставке, которая состоялась в 1982 году (художнику было всего 21), полностью распродалась. В качестве холстов он использовал ящики, снятые с петель двери, окна и даже холодильники. Став ошеломляюще популярным, художник влился в «звездную тусовку», общался с Дэвидом Боуи и завел непродолжительный роман с Мадонной. Художник также начал появляться я в музыкальных клипах и на обложке The New York Times Magazine.
Роман с Мадонной в 80-х длился недолго, но, когда пара рассталась, Баския заставил Мадонну вернуть все картины, что ей подарил, и закрасил их черной краской.
6. Анатомические подробности. В детстве Жана Мишеля Баския сбила машина, и он лежал в больнице. Чтобы как-то утешить и отвлечь мальчика, его мать подарила ему знаменитую «Анатомию Грея», которая объясняла, что с ним происходит. Впоследствии в творчестве художника появилось очень много отсылок к этому легендарному анатомическому атласу. В 1982 году он создает работу, посвященную Леонардо да Винчи, на создание которой его, в том числе, вдохновляют картинки из книги.
Жан-Мишель Баския. Эшу
Инновационный и провокационные художественный подход Баския сделал арт-сцену 1980-х годов в Нью-Йорке более радикальной. Вдохновленный абстрактным экспрессионизмом и концептуализмом, а также хип-хопом, джазом, спортом, комиксами и граффити, он использовал повторяющиеся мотивы, чтобы исследовать проблемы, с которыми сам сталкивался в жизни.
7. Баския и Уорхол. С «легендой поп-арта» Баския познакомился, заприметив его в одном из нью-йоркских ресторанов. Художник вошел, представился и предложил живой легенде приобрести две его открытки. Уорхолл не только согласился, но и пригласил Баския отобедать вместе с ним. Тот ответил, что торопится, а сам поспешил в студию, где написал картину с ними двоими, затем вернулся в ресторан, чтобы презентовать ее новому знакомому. Смерть Уорхолла стала для Баския настоящей трагедией. Именно его он воспринимал, как близкого друга, которой общается с ним не из-за денег и славы.
8. Письма-картины музеям и их «невежливые» отказы. Свои первые граффити Баскиа оставлял возле музеев современного искусства как некие послания им. Это были концептуальные высказывания, иногда политизированные. Спустя годы, несмотря на признание участников арт-сцены, картины художника категорически не принимали в музеи современного искусства. Так, в МОМА ответили, что эта картина не стоит даже места, которое там будет занимать.
9. Денежным потокам он предпочитал информационные. Баския совершенно не умел распоряжаться деньгами, которые на него обрушились. У него никогда не было банковского счета, при этом он ходил в костюмах от Армани, заляпанных краской. Свои работы Баскиа всегда писал под музыку, с включенным телевизором, и открытой книгой, пропуская через себя информационные потоки, выплескивал их на холст.
10. Первой картиной, которую продал Баския за «большие» деньги — целых 200 долларов, стал «Красный человек» (Red Men). Самым дорогим холстом Баския является «Без названия» (1981), который в мае 2007 года ушел с молотка за $14.6 млн.
11. Образ жизни, несовместимый с ней… Работая по 18 часов в сутки, Баскиа питался кофе и амфетаминами, а на ночь делал инъекцию героина, потому что иначе просто не мог уснуть. В 1988 году гений из трущоб скончался из-за передозировки наркотиков.
12. Совместное творчество. Отношениям Баския и Уорхола посвящен отдельный раздел выставки. С 1884 по 1985 годы они «в четыре руки» написали 130 холстов. Две работы из общей серии представлены на ретроспективе в Бильбао — Win $ 1 000 000 (1984) и Sin More! (1985).
13. Любимым писателем Баския был Берроуз, самого же его называли «литературным» граффитистом, создававшим изображения, которые нужно читать.
Жан-Мишель Баския. Без названия (Фигура)
Баския бросил вызов западной истории, создавая образы, прославляющие черных мужчин как королей и святых. Во многих своих работах художник использовал корону, являющуюся изменчивым символом: порой она символизировала вовсе не славу, а терновый венец, подчеркивая, что мученичество часто идет рука об руку со святостью.
На открытие выставки приехали две сестры Баскиа, которые популяризуют его творчество. Организаторы отмечают: художник каждый день сталкивался с расизмом и социальным лицемерием. Его принимали в мире искусства, но он не мог поймать такси в Нью-Йорке. Несмотря на политкорректную лексику и рафинированную толерантность, сегодня ситуация коренным образом не изменилась, поэтому название выставки, — «Теперь самое время», — говорит само за себя. Самое время вспомнить о сегодняшних Мартинах Лютерах Кингах и Чарли Паркерах.
Выставка работ Жана Мишеля Баскиа в музее Гуггенхайма ждет посетителей до 1 ноября.
КомментироватьКомментарии
HELP