Регистрация

Детский мир. В киевском Музее Ханенко напомнили, как относились к детям в прежние времена

Мне нравится2       0  
Когда мир был молод, дети на картинах художников выглядели, как маленькие старички. Эти и другие удивительные вещи можно заметить на гравюрах, представленных на выставке киевского Музея искусств им. Богдана и Варвары Ханенко «Детский мир. Образ ребенка в европейском искусстве 16 — 19 вв.»
В экспозиции из фондов музея — около пяти десятков гравюр, а также статуй и фарфоровых изделий. Самые старые изображения датируются 16-м веком.


… представлены не только гравюры!
Итальянский скульптор 16 в. Мальчик, выдувающий мыльный пузырь. Мрамор.

— Идея этого проекта пришла мне в голову, когда мы готовили «рождественскую» экспозицию, — рассказывает куратор выставки, старший научный сотрудник отдела графики Музея Ханенко Александра Исайкова. Когда музейщики отбирали гравюры на тему Рождества, заметили, что на многих из них изображены дети. Но образы настолько отличались от современных, привычных нам, что даже пол детей — мальчик это, или девочка, — в некоторых случаях пришлось уточнять, проводя настоящие культурологические изыскания.

На открытии выставки. Слева: Елена Шостак, зав. отделом европейской графики Музея Ханенко.
В центре: Александра Исайкова, куратор выставки, старший научный сотрудник отдела графики Музея Ханенко.
Справа: Елена Живкова, научный редактор, зам. директора по научно-исследовательской работе Музея Ханенко.

Поделиться   Поделиться  Поделиться  
Луи Сюриг. (Париж, ок.1686 — 1762). «Девушка, измельчающая лук», 1724. По композиции Геррита Доу (Лейден, 1613 — 1675).


В голландской жанровой живописи 17 ст. было множество жанровых картин и гравюр с моралистическим подтекстом. Эта сценка с юной девушкой-служанкой, имеет поучительное значение: мол, «береги честь смолоду»!
Смотрите: пустая клетка под потолком - намек на утраченную добродетель, как и пойманная на охоте птица, тушка которой висит около окна. Эротические коннотации содержат и предметы на полке — свеча в подсвечнике, ступка с пестиком, металлический кувшин с откинутой крышкой, и сама луковица, которую в 17 ст. считали мощным афродизиаком. У голландского художника 17 ст. Геррита Доу служанка была персонификацией определенного опыта, маленький мальчик — невинности.

Позже в 18 ст., когда композицию Доу воспроизвел французский гравер, сцена приобрела фривольное содержание из-за добавленной надписи «от имени» Купидона: «Уверен, что вы мастерски приготовите рагу, но еще более аппетитной мне кажетесь вы!»
(по материалам спецификация Музея Ханенко).
— Кроме того, — говорит г-жа Исайкова, — долгое время к детям относились совсем не так, как сегодня. Мы с коллегами даже спорили, не будет ли для наших посетителей шоком увидеть некоторые сценки, которые их современники воспринимали, как само собой разумеющиеся. Например — вот, смотрите, — показывает исследователь, — как туго пеленают младенца на гравюре «Сельский дом. Зима» Анри Боннара, созданной по картине знаменитой женщины-художницы Клодин Бузонне-Стелла (Лион, 1636 — Париж, 1697), мастерская которой располагалась в самом Лувре. В течение столетий детей пеленали почти, как мумии. Полностью обездвиживали! Считалось, что это полезно для здоровья, а при движении они, наоборот, могут себя поранить.
Анри Боннар (1642 — 1711). «Сельский дом. Зима» — по композиции Клодин Бузонне-Стелла (Лион, 1636 — Париж, 1697).
Клодин Бузонне-Стелла изображает кухню в доме среднего достатка, и представленная сцена выявляет несколько важных аспектов отношения к детям, характерного для простонародья в 17 ст.
Общество четко разделено на женскую и мужскую половины. Шумному застолью мужчин противопоставляется сцена возле очага, где собрались женщины и дети. Мальчик-слуга, который жарит мясо, еще мал, и поэтому находится в «дамском» обществе. Одна из женщин пеленает младенца, используя т.н. «пеленач» — длинную полосу ткани, которой обматывали ребенка поверх пеленок. Считалось, что тугое пеленание может защитить ребенка от дьявола, и воспрепятствовать неправильному формированию костей. Пеленки снимали лишь на несколько часов в день — для гигиенических процедур…
«Сельский дом. Зима» — работа, которую музейщики аттрибутировали именно при подготовке выставки. Обратили внимание на гравюру из-за «зимнего» названия. А когда развернули, оказалось, что уголок надорван. Имя легендарного автора пришлось восстанавливать.

Боэциус Адамс Больсверт. (Борлсвард, 1580 — Антверпен, 1633). Веселая компания. Лист 4 из серии «Ужасы испанской войны».
По картине Давида Винбонкса (Мехелен, 1576 — Амстердам, ок. 1632). Гравюра резцом.

Одна из самых ранних работ на выставке.

Поделиться   Поделиться  Поделиться  
Мено Гас. (Гамбург, 1752 — Берлин, 1833). «Мальчики, пускающие мыльные пузыри», 1789. По картине Антона Графа. (Винтертур, 1736 — Дрезден, 1813). Пунктир.
Никола де Лармессен. (Париж, 1684 — 1753). «Детство» из цикла «Четыре возраста человека» — по композиции Никола Ланкре (Париж, 1690 — 1743). Офорт×
Офорт (от фр. eau-forte - «крепкая вода») – гравюра, создаваемая на металлической поверхности с помощью травления контура рисунка кислотами. До XVI века изображение умели гравировать только острыми резцами, что гораздо сложнее, нежели при помощи химических реакций. Многие известные художники, которые тяготели к более живописной передаче образов в графике, эксперементировали с данной техникой. Среди них – Рембрандт (Rembrandt) и Дюрер (Dürer).
читать дальше
, гравюра×
Литография (от гр. Litos – камень) – способ получения гравюры, при котором краска наносится на поверхность под давлением. При этом оттиск создается с гладкой поверхности, которая, вследствие химической обработки, способна удерживать нанесенный пигмент на основе олифы на определенных фрагментах. Технику изобрели в Германии как более дешевый аналог офорта, позволяющий тиражировать изображения. Это и поспособствовало тому, что литографию начали широко применять в типографиях. Помимо этого она была востребована в искусстве XIX-XX веков, в частности, такими мастерами, как Анри Матисс (Henri Matisse), Франсиско Гойя (Francisco José de Goya), Сальвадор Дали (Salvador Dalí).
читать дальше
резцом.
Внизу — поэтический комментарий: «Глупые детские забавы, Вы вынуждаете завидовать счастью детства, Вас лучше понимаешь, когда Вы уже минули».
В 18 ст. сохранялись представления о том, что исполненная врожденной «чистоты» малютка беззащитна перед демоническими силами. Детская мода 18 ст. отражает эти суеверия: взрослые старались сделать так, чтобы ребенок взрослел как можно скорее, или, по крайней мере, выглядел старше.
В сцене на террасе загородного замка большинство девочек и мальчик, изображенный слева, одеты во взрослую одежду. Но девчачьи платья украшены длинными лентами, струящимися с плеч — они ассоциировались с помочами, при помощи которых учили ходить малышей, т. е. указывали на то, что девочки еще малы.
Основной детской одежной и для девочек, и для мальчиков, является… платье!
Сэмюэл Фримен (Лондон, 1773 — 1857). «Мамина надежда», 1813. По картине Адама Бака (Корк, 1759 — Лондон, 1833). Пунктир, цветная печать.


В начале 19 в. акварели известного художника Адама Бака были очень популярны в Англии, и часто воспроизводились в гравюре. Изображение маленького мальчика («Мамина надежда») имело пару — гравюру под названием «Папино солнышко», на которой была представлена девочка. Милое дитя — воплощение невинности и чистоты!
Виоланте Ванни. (Флоренция, ок. 1732 — 1776). «Иоанн Креститель» — по картине Элизабетты Сирани (Болонья, 1638 — 1666). Гравюра×
Литография (от гр. Litos – камень) – способ получения гравюры, при котором краска наносится на поверхность под давлением. При этом оттиск создается с гладкой поверхности, которая, вследствие химической обработки, способна удерживать нанесенный пигмент на основе олифы на определенных фрагментах. Технику изобрели в Германии как более дешевый аналог офорта, позволяющий тиражировать изображения. Это и поспособствовало тому, что литографию начали широко применять в типографиях. Помимо этого она была востребована в искусстве XIX-XX веков, в частности, такими мастерами, как Анри Матисс (Henri Matisse), Франсиско Гойя (Francisco José de Goya), Сальвадор Дали (Salvador Dalí).
читать дальше
резцом, офорт×
Офорт (от фр. eau-forte - «крепкая вода») – гравюра, создаваемая на металлической поверхности с помощью травления контура рисунка кислотами. До XVI века изображение умели гравировать только острыми резцами, что гораздо сложнее, нежели при помощи химических реакций. Многие известные художники, которые тяготели к более живописной передаче образов в графике, эксперементировали с данной техникой. Среди них – Рембрандт (Rembrandt) и Дюрер (Dürer).
читать дальше
.


Вслед за художниками эпохи Возрождения интерес к «детской» теме разделяли и мастера барокко×
Сменивший Ренессанс стиль барокко, в отличие от искусства Возрождения, сохранявшего дистанцию между произведением и зрителем, стремился потрясти душу. Разумеется, успешно: живописные жемчужины тех времен  - истинные сокровища.
читать дальше
. Они все чаще изображали персонажей Библии в детском возрасте. Наряду с младенцем Христом одним из самых распространенных стал образ маленького Иоанна Крестителя. Воспроизведенная в гравюре картина Сирани была создана по заказу вельможного флорентийца, ведь именно Иоанна Крестителя считают покровителем Флоренции.
— Какие именно изображения вызвали у наших сотрудников дискуссии на темы этики? — повторяет вслед за нами наш вопрос г-жа Александра (судя по всему, споры были жаркими, ведь даже на открытии экспозиции о них то и дело упоминали разные музейщики). — Нет, чего-либо, недопустимого с точки зрения сегодняшней морали на выставке, конечно же, нет. Детей всегда любили и баловали. Просто отношение к ним менялось. В 16-м веке дети, кроме младенцев, одеты как взрослые, и так же серьезны. Их и изображали, как взрослых, но маленького роста. Уже в «галантный» век восприятие «младших» изменилось, что видно по нашей экспозиции. Раньше нормальным было до трех лет отдавать младенцам кормилице, и родители-аристократы их не видели, - малышей изображали идеализированно, в виде эдаких ангелочков. Потом в моду вошли «семейные» ценности.
Никола Делоне. (Париж, 1739 — 1792). «Семейные радости» — по композиции Зигмунда Фройденбергера (Берн, 1745 — 1792).



Пикантность сцены в доме среднего достатка вполне соответствует фривольному духу искусства рококо×Рококо называют самым легкомысленным и бездумным из всех стилей в искусстве. Почему тогда рококо столь значимо для русской изобразительной культуры? Почему определение от слова «рококо» звучит для нашего уха так экзотически – «рокайльный»? В чем основное различие рококо и барокко, которые люди малосведущие часто путают? Наконец, почему рококо – это прямой и непосредственный предок современной глянцевой культуры? Обо всем этом пойдёт речь ниже. читать дальше . Игривое настроение отца не нравится ребенку, который пытается отведать материнского молока. Тут же присутствует второй ребенок, который лакомится коржиком, сидя на детском стульчике.
Показательно, что родители совсем не стесняются детей. До 18 ст. не существовало представления о том, что маленьких детей не следует посвящать в определенные аспекты жизни взрослых. К ним относились, как не к очень умным взрослым, и поэтому не оберегали от фривольных и даже жестоких сцен.

Игрушечный сервиз. 19 ст. Россия. Фарфоровая мануфактура «Гарднер». Фарфор, роспись.
Мать с ребенком. 19 ст. Германия, Мейсен. Королевская фарфоровая мануфактура. Фарфор, полихромная росписть.
Тарелка «Дети, кормящие цыплят». 1802. Австрия, Вена. Императорская фарфоровая мануфактура. Фарфор, полихромная роспись, золочение.

Помимо графики, на выставке можно увидеть скульптурные изображения детей и даже фарфоровый детский сервиз из коллекции музея. Во время работы «Детского мира» проводятся кураторские экскурсии — можно узнать много интересных подробностей!

Впрочем, на выставках в музее Ханенко интересно побывать и в одиночку. Все выставленные работы здесь сопровождаются отличными спецификациями! По словам зам. директора по научно-исследовательской работе музея Елены Живковой, это — осознанная «образовательная» стратегия «ханенковцев».
Робер Делоне (Париж, 1754 — 1814). «Находка Моисея» — по картине Орацио Джентилески (Пиза, 1563 — Лондон, 1639). Офорт×
Офорт (от фр. eau-forte - «крепкая вода») – гравюра, создаваемая на металлической поверхности с помощью травления контура рисунка кислотами. До XVI века изображение умели гравировать только острыми резцами, что гораздо сложнее, нежели при помощи химических реакций. Многие известные художники, которые тяготели к более живописной передаче образов в графике, эксперементировали с данной техникой. Среди них – Рембрандт (Rembrandt) и Дюрер (Dürer).
читать дальше
, гравюра×
Литография (от гр. Litos – камень) – способ получения гравюры, при котором краска наносится на поверхность под давлением. При этом оттиск создается с гладкой поверхности, которая, вследствие химической обработки, способна удерживать нанесенный пигмент на основе олифы на определенных фрагментах. Технику изобрели в Германии как более дешевый аналог офорта, позволяющий тиражировать изображения. Это и поспособствовало тому, что литографию начали широко применять в типографиях. Помимо этого она была востребована в искусстве XIX-XX веков, в частности, такими мастерами, как Анри Матисс (Henri Matisse), Франсиско Гойя (Francisco José de Goya), Сальвадор Дали (Salvador Dalí).
читать дальше
резцом.

На гравюре представлен эпизод, в котором дочь фараона находит на берегу Нила корзинку с младенцем. Коленопреклоненная девушка рядом с принцессой — сестра Моисея Мириам. Она издалека наблюдала за происходящим, а теперь предлагает дочери фараона взять для найденыша кормилицу-израильтянку. Ею станет женщина, которая положила руку на плечо Мириам — ее с Моисеем мать.


Плетеные детские колясочки, похожие на изображенные на гравюре, до сих пор называют «моисеевыми колясками»!
Выставка будет работать до октября 2015 г.
Комментировать Комментарии
HELP