Выставка работ знаменитой женщины-архитектора Захи Хадид плюс "архитектурная десятка" ее самых удивительных проектов
Прославленный архитектор, британка иракского происхождения, лауреат Притцкеровской премии, знаменитая Заха Хадид представляет в Эрмитаже свою первую ретроспективную выставку. Мы не просто осматриваем несколько сотен объектов в ее «фирменном» стиле — скорее, путешествуем по миру удивительных конструкций: от зданий до… обуви!
Вот они, силуэты макетов с плавными «течениями и волнами» - узнаваемые и легендарные. Но мы видим и немало «изломанных» линий, и четких углов: удивительный мир формы и цвета, рожденный гением Захи, берет свое начало в супрематизме русских художников-авангардистов.
Одна из графических работ Захи Хадид. Проект клуба в Гонконге.
Открытая 27 июня, экспозиция располагается в Николаевском зале — пожалуй, самом красивом и парадном помещении галереи. На выставке представлены около 300 работ Захи: макеты, чертежи, фотографии, скульптуры и предметы дизайна
Фрагмент экспозиции в Эрмитаже. Фото Е.Егоров.
Заха Хадид — не просто знаменитый архитектор современности. Воплотив свою детскую мечту — стать архитектором — она стала примером для множества арабских женщин. Особенно после того, как в 2004-м году Заха, единственная из женщин-архитекторов, была удостоена самой престижной профессиональной Притцкеровской премии. Вольно или невольно, Заха Хадид сегодня — символ современного феминизма.
Заха Хадид — не просто знаменитый архитектор современности. Воплотив свою детскую мечту — стать архитектором — она стала примером для множества арабских женщин. Особенно после того, как в 2004-м году Заха, единственная из женщин-архитекторов, была удостоена самой престижной профессиональной Притцкеровской премии. Вольно или невольно, Заха Хадид сегодня — символ современного феминизма.
Фото: Стив Дабл
Профессиональную архитектурную премию основала семья Прицкеров — владельцев всемирной сети отелей Хайятт в 1979 году; она присуждается ежегодно. Несмотря на достаточно скромную сумму -100 000 американских долларов — архитекторы всего мира считают ее главной профессиональной премией и приравнивают по значимости и статусу к нобелевской. Интересно отметить, что семейство Прицкеров в Америке началось с адвоката Николай Яковлевича Прицкера, уехавшего из Киева в Чикаго чуть больше чем сто лет назад.
На выставке в Эрмитаже
Но вернемся к героине нашей новости — Захе Хадид. Она родилась в 1950-м году в Багдаде и с детства отличалась настойчивостью в достижении поставленных задач, первая среди которых была — стать архитектором во что бы то ни стало. Окончив в Бейруте математический факультет, она поступила в знаменитую лондонскую школу Архитектурной Ассоциации.
«Если ты хочешь стать тем, кто решает, а не тем, за кого решают, придется приглушить эмоции и включить голову» — Заха Хадид
Захе Хадид родилась в 1950-м году в Багдаде и с детства отличалась настойчивостью в достижении поставленных задач, первая среди которых была — стать архитектором во что бы то ни стало. Окончив в Бейруте математический факультет, она поступила в знаменитую лондонскую школу Архитектурной Ассоциации. И в годы обучения в Лондоне Заха серьезно увлеклась русским авангардом и супрематическими работами Владимира Татлина и Казимира Малевич. Да, да — именно тех первопроходцев и основателей супрематизма, организовавших знаменитую выставку «0,10», о которой мы недавно писали.
Архитектон «Альфа" — супрематическая архитектурная модель. Малевич 1923 год.
Увлечение было настолько сильным, что одна из студенческих работ Хадид называлась «Тектоник Малевича». Хотя надо отметить, что между Татлиным и Малевичем
происходили постоянные споры. Малевич настаивал на главенстве формы и цвета; Татлин же считал, что «надо ставить глаз под контроль осязания» и теснее связывать искусство с жизнью. Известна даже история о том, как в пылу дискуссии Татлин выбил стул из-под Малевича со словами «Вот и сиди на своей геометрии и цвете!». Эх, если бы они знали, что через несколько десятилетий их «помирит» молодая иракская женщина — Заха Хадид!
происходили постоянные споры. Малевич настаивал на главенстве формы и цвета; Татлин же считал, что «надо ставить глаз под контроль осязания» и теснее связывать искусство с жизнью. Известна даже история о том, как в пылу дискуссии Татлин выбил стул из-под Малевича со словами «Вот и сиди на своей геометрии и цвете!». Эх, если бы они знали, что через несколько десятилетий их «помирит» молодая иракская женщина — Заха Хадид!
Вот что об этом говорит сама Заха: «Да, я сделала „Тектоник Малевича“, обучась в Лондоне на четвертом курсе у Рема Колхаса. Нужно было взять модельки „вот такусенькой“ величины и найти для них новый масштаб, поместив их в какую-либо местность.
Я поставила свою на мост через Темзу, чтобы доказать, что работы супрематистов, выглядят как произведения искусства, потому что в них не указан масштаб, но в ту секунду, когда он появляется — это архитектура».
Я поставила свою на мост через Темзу, чтобы доказать, что работы супрематистов, выглядят как произведения искусства, потому что в них не указан масштаб, но в ту секунду, когда он появляется — это архитектура».
Тектроник Малевича, курсовая работа, Заха Хадид. Стоит ли удивляться, что именно эту работу выбрали организаторы для официальной афиши выставки в Эрмитаже?
После окончания Архитектурной школы Заха очень быстро поняла, что в архитектуре, как и во всем мире, грядет технологическая революция. Еще не осознавая до конца, как это будет происходить, она создавала проекты, многие из которых опережали время и зачастую оставались на бумаге. К счастью, появились методы бесшовного строительства и формовки материала. Родилась идея и концепция так называемого «жидкого пространства», стало возможным создание практически любого проекта, и главное — практическое его воплощение.
Инсталляция Захи Хадид на Венецианской архитектурной биеннале
К тридцати годам Заха Хадид отрывает свое Архитектурное бюро и в 1993 г. году успешно реализовывает первый проект — пожарную часть компании Vitra в Вайле-на Рейне. После этого ее все чаще и чаще стали приглашать для других проектов, а Заха Хадид не переставала удивлять и покорять коллег и заказчиков. Так начался большой путь девочки из Багдада, мечтающей стать архитектором.
Пожарная часть компании Vitra в Вайле-на Рейне
В настоящее время Заха Хадид живет в Британии и постоянно находится в движении: она участвует в выставках, представляет свои работы на международных конкурсах, открывает свои собственные выставки, одна из которых открылась в Эрмитаже. Кроме того, Заха пишет книгу о супрематизме, и есть все шансы, что книга станет бестселлером, причем не только среди архитекторов.
Заха Хадид. Победивший в конкурсе (и поэтому — реализованный) проект башни Гонконгского политехнического университета.
Заха также участвует в совместных проектах с такими дизайнерами и домами моды, как Карл Логерфельд, Сваровски, Лакост. Как она однажды сказала: «Мне нравятся такие проекты, потому что благодаря им я занимаюсь чем-то, в чем до этого не сильно разбиралась». Может, именно это и помогало ей создавать удивительные вещи?
В 2008 году был создан проект линией «Заха Хадид Акитектс» (Zaha Hadid Architects) для бразильского бренда «Мелисса»
Заху зачастую называют феминисткой, на что она каждый раз отвечает: «Нет, я не размахиваю феминистским флагом. Я верю в одаренность женщины, ее силу и независимость. Возможно, то, чем я занимаюсь, вдохновило других женщин заняться чем-то профессионально и добиться в этом успеха».
«Если есть 360 градусов, зачем придерживаться только какого-то одного?» — Заха Хадид
В свои 65 лет Заха Хадид остается одним из самых оригинальных и необычных архитекторов мира. Ее фантазия и архитектурные проекты просто завораживают, даже тех, кто ничего не знает ни о супрематизме, ни о Малевиче, ни о текущем пространстве. Но довольно слов — убедитесь в этом сами, поглядев фото и отправившись на выставку.
10 воплощенных архитектурных проектов великолепной Захи Хадид
Комплекс Galaxy Soho в Пекине (Китай)
Культурный центр Гейдара Алиева в Баку (Азербайджан)
Музей транспорта в Глазго (Шотландия)
Оперный театр в Гуанчжоу (Китай)
Центральное здание завода BMW(Германия)
Здание в Монпелье (Франция)
Национальный музей искусств 21 века в Риме (Италия)
Академия в Брикстоне (Великобритания)
Жилой комплекс Spittelau Viaducts, Вена (Австрия)
Театр камерной музыки И. С. Баха, Манчестер (Великобритания)
Выставка работ Захи Хадид открыта до 27 сентября.