Регистрация

В Национальном художественном музее в Киеве открыли юбилейную выставку к 100-летию графика Якова Гнездовского

Мне нравится5       0  
Есть художники, само имя которых ассоциируется не просто с ремеслом, талантом, успехом. Лишь очень немногим выпадает шанс, чтобы именно об их творчестве говорили, как о выразившем «дух», душу целой нации. Яков Гнездовский — из таких счастливцев. Хотя массовой аудитории в самой «материковой» Украине о нем, похоже, только предстоит узнавать больше.
На юбилейной выставке к 100-летию графика Якова Гнездовского. Киев. Фото А. Пароваткиной.
Открывшаяся Национальном художественном музее в Киеве юбилейная выставка к 100-летию графика стала новым шагом к такому узнаванию.

О Якове Гнездовском — сначала, скорее, на уровне мифов, как о чем-то сродни золотому веку величия Украины, — мы впервые услыхали в начале 1990-х, вскоре после смерти маэстро (он умер 8 ноября 1985 г. в Нью-Йорке). Им гордилась многочисленная украинская диаспора из США и Канады. Сегодня творчество Гнездовского смело можно назвать номером один для патриотов страны вне зависимости от места их проживания.

Я. Гнездовский. Два барана. 1969. Бумага, гравюра×
Литография (от гр. Litos – камень) – способ получения гравюры, при котором краска наносится на поверхность под давлением. При этом оттиск создается с гладкой поверхности, которая, вследствие химической обработки, способна удерживать нанесенный пигмент на основе олифы на определенных фрагментах. Технику изобрели в Германии как более дешевый аналог офорта, позволяющий тиражировать изображения. Это и поспособствовало тому, что литографию начали широко применять в типографиях. Помимо этого она была востребована в искусстве XIX-XX веков, в частности, такими мастерами, как Анри Матисс (Henri Matisse), Франсиско Гойя (Francisco José de Goya), Сальвадор Дали (Salvador Dalí).
читать дальше
по дереву. Собрание Игоря Грынива.
Кстати, его фамилию еще пишут как «Гниздовский», что правильнее. Свои работы сам маэстро подписывал как Jacques Hnizdovsky. А имя «Жак» сохранил в память о жизни и работе в течение двух лет, в 1956 — 1958 гг., в Париже, где влюбился и женился.
Я. Гнездовский. Телефонные будки. 1972. Бумага, гравюра×
Литография (от гр. Litos – камень) – способ получения гравюры, при котором краска наносится на поверхность под давлением. При этом оттиск создается с гладкой поверхности, которая, вследствие химической обработки, способна удерживать нанесенный пигмент на основе олифы на определенных фрагментах. Технику изобрели в Германии как более дешевый аналог офорта, позволяющий тиражировать изображения. Это и поспособствовало тому, что литографию начали широко применять в типографиях. Помимо этого она была востребована в искусстве XIX-XX веков, в частности, такими мастерами, как Анри Матисс (Henri Matisse), Франсиско Гойя (Francisco José de Goya), Сальвадор Дали (Salvador Dalí).
читать дальше
на дереве. НХМУ





Афиша выставки «29 гравюр по дереву Якова Гнездовского» в галерее Lumley Cazalet, Лондон. 1969.

Яков Гнездовский — идеальный украинский… националист. Последнее слово пишем без кавычек. Родившийся в 1915 г. в селе Пылыпче, в то время находившемся на территории Австро-Венгрии (сейчас это — Тернопольская обл., Борщивский район), он с юности, чуть не со времен учебы в Чорткивской гимназии, и точно — во время учебы в семинарии во Львове, — участвовал в работе украинского патриотического подполья. В 1934 даже попал за это в тюрьму, но… Жандармы, увидев, что вместо политических споров и составления прокламаций, Яша… рисовал всех своих товарищей (вроде бы даже на заседании суда он изобразаил всех, там находящихся, чем поразил судей), убедились: Гнездовский одержим искусством, и по-настоящему интересует его в жизни только оно.
Я. Гнездовский. Бук медный. 1985. Гравюра×
Литография (от гр. Litos – камень) – способ получения гравюры, при котором краска наносится на поверхность под давлением. При этом оттиск создается с гладкой поверхности, которая, вследствие химической обработки, способна удерживать нанесенный пигмент на основе олифы на определенных фрагментах. Технику изобрели в Германии как более дешевый аналог офорта, позволяющий тиражировать изображения. Это и поспособствовало тому, что литографию начали широко применять в типографиях. Помимо этого она была востребована в искусстве XIX-XX веков, в частности, такими мастерами, как Анри Матисс (Henri Matisse), Франсиско Гойя (Francisco José de Goya), Сальвадор Дали (Salvador Dalí).
читать дальше
по дереву, НХМУ.
На выставке представлены работы из коллекций Национального художественного музея Украины, Национального музея во Львове им. Андрея Шептицкого, Борщевского областного краеведческого музея, Научной библиотеки Национального университета «Киево-Могилянская академия» — коллекции Емельяна Прицака, Украинского Католического Университета, Посольства США в Украине, а также из частных собраний Павла Гудимова, Игоря Гринева, Ярины Ференцевич, Романа Ференцевича, Лиды и Петра Матияшек, Екатерины и Виктора Ющенко, Марты Переймы. Экспонаты — самые разные: от гравюр и афиш до памятных знаков.




Эксклибрис. Из коллекции Романа Ференцевича.

В 2015 г., в серии «Видатні особистості України» («Выдающиеся личности Украины») Нацбанк выпустил юбилейную монету к 100-летию Якова Гнездовского. На ее аверсе, в кругу — стилизованная робота Я. Гнездовского «Подсоллнух» (1974).
На реверсе: в кругу — `Автопортрет` (1981 р.) Якова Гнездовского.

Абсолютный художник!

Сегодня в Черновцах живет родной племянник Якова, тоже художник-график Яков Иванович Гнездовский - он инициировал создание в Пылыпчем музея Гнездовского-старшего.

— Вспоминаю, как в одном из писем дядя писал, что среди других самая тяжелая работа художника, но и лучшей не знает. Он был абсолютным художником, — рассказал он как-то журналистам. И продолжил:
«В семье смирились с творческой натурой Якова Гнездовского, которого не интересовало ничего, кроме рисования, и не вынуждали к работе в поле. Сказали: пусть учится. Только раз он проявил интерес к хозяйству — взял тяжелый фотоаппарат со штативом и заставил свою племянницу Марту держать на руках петуха и курицу. На то, чтобы сделать фото, пошел день».




Посетители на выставке тоже делают фото: на мобилки, фотоаппараты, не обходится и без «селфи». Похоже, Гнездовский становится модным «трендом» в Украине

Я. Гнездовский. Кактус-II. 1974. Гравюра×
Литография (от гр. Litos – камень) – способ получения гравюры, при котором краска наносится на поверхность под давлением. При этом оттиск создается с гладкой поверхности, которая, вследствие химической обработки, способна удерживать нанесенный пигмент на основе олифы на определенных фрагментах. Технику изобрели в Германии как более дешевый аналог офорта, позволяющий тиражировать изображения. Это и поспособствовало тому, что литографию начали широко применять в типографиях. Помимо этого она была востребована в искусстве XIX-XX веков, в частности, такими мастерами, как Анри Матисс (Henri Matisse), Франсиско Гойя (Francisco José de Goya), Сальвадор Дали (Salvador Dalí).
читать дальше
по дереву подкрашенная.
Из собрания Игоря Грынива.
Сверху: Отара ягнят. 1975. Бумага, линорит. Научная библиотека Национального университета «Киево-Могилянская академия» — коллекция Омеляна Прицака.
Снизу: Букет. 1964. Бумага, гравюра×
Литография (от гр. Litos – камень) – способ получения гравюры, при котором краска наносится на поверхность под давлением. При этом оттиск создается с гладкой поверхности, которая, вследствие химической обработки, способна удерживать нанесенный пигмент на основе олифы на определенных фрагментах. Технику изобрели в Германии как более дешевый аналог офорта, позволяющий тиражировать изображения. Это и поспособствовало тому, что литографию начали широко применять в типографиях. Помимо этого она была востребована в искусстве XIX-XX веков, в частности, такими мастерами, как Анри Матисс (Henri Matisse), Франсиско Гойя (Francisco José de Goya), Сальвадор Дали (Salvador Dalí).
читать дальше
на дереве. Научная библиотека Национального университета «Киево-Могилянская академия» — коллекция Омеляна Прицака.
Работы «Зимний пейзаж» и «Подсолнечник» Гнездовского украшали кабинет президента Джона Кеннеди в Белом доме.

За рубежом

Художник, родина и карьера за ее пределами — тема воистину историческая. Вообще-то Гнездовского обозначают так: «американский художник украинского происхождения». В 1938 году Гнездовский, уже известный как карикатурист, переехал в Варшаву, учиться в Высшей академии искусств. Персональный грант выделил сам митрополит Андрей Шептицкий. С началом мировой войны Яков перевелся в академию в Загребе (Хорватия), но в 1944-м пришлось бежать и оттуда. До 1949 года художник жил в лагере для перемещенных лиц под Мюнхеном. Рисовал там товарищей по несчастью — украинцев, ожидающих, отправят ли их в СССР, или на Запад. Из «отечественных» моментов биографии — был ответственным художественным редактором украинского литературно-художественного ежемесячника «Арка». Иллюстрировал журнал диаспоры «Грань».
Сверху: Папоротник. 1975. Бумага, гравюра×
Литография (от гр. Litos – камень) – способ получения гравюры, при котором краска наносится на поверхность под давлением. При этом оттиск создается с гладкой поверхности, которая, вследствие химической обработки, способна удерживать нанесенный пигмент на основе олифы на определенных фрагментах. Технику изобрели в Германии как более дешевый аналог офорта, позволяющий тиражировать изображения. Это и поспособствовало тому, что литографию начали широко применять в типографиях. Помимо этого она была востребована в искусстве XIX-XX веков, в частности, такими мастерами, как Анри Матисс (Henri Matisse), Франсиско Гойя (Francisco José de Goya), Сальвадор Дали (Salvador Dalí).
читать дальше
на дереве. НХМУ. Внизу: Барвинок. 1984. Бумага, гравюра×
Литография (от гр. Litos – камень) – способ получения гравюры, при котором краска наносится на поверхность под давлением. При этом оттиск создается с гладкой поверхности, которая, вследствие химической обработки, способна удерживать нанесенный пигмент на основе олифы на определенных фрагментах. Технику изобрели в Германии как более дешевый аналог офорта, позволяющий тиражировать изображения. Это и поспособствовало тому, что литографию начали широко применять в типографиях. Помимо этого она была востребована в искусстве XIX-XX веков, в частности, такими мастерами, как Анри Матисс (Henri Matisse), Франсиско Гойя (Francisco José de Goya), Сальвадор Дали (Salvador Dalí).
читать дальше
на дереве. НХМУ.
Яков Гниздовский. Тюльпаны
Яков Гниздовский. Тигровый кот
Гнездовский ни дня не прожил «при Советах», и в итоге, отправился в США. Там сразу устроился на работу дизайнером. Но уже в 1950-м, за ксилографию «Куст», получил свою первую художественную премию в Миннеапольском институте искусств. И, вдохновленный, переехал жить в Нью-Йорк.
Украинской диаспоре не надо лишний раз объяснять, кто такой Яков Гнездовский
Хлорофитум. 1975. Собрание Катерины и Виктора Ющенко
А к славе мастера привело… безденежье. Как вспоминает сам мэтр (позже он прославится еще и как теоретик искусства, в 1967 г. его эссе даже вышли в Нью-Йорке отдельной книгой), раз средств на оплату натурщиков не было он поневоле начал рисовать животных в зоопарке. Знаменитая овечка, положившая началу, кажется, бесконечной «овечьей» серии в его творчестве, проживала там же, в Бронксе.
Афиша выставки американской графики в Центре Джона Кеннеди. Бумага, гравюра×
Литография (от гр. Litos – камень) – способ получения гравюры, при котором краска наносится на поверхность под давлением. При этом оттиск создается с гладкой поверхности, которая, вследствие химической обработки, способна удерживать нанесенный пигмент на основе олифы на определенных фрагментах. Технику изобрели в Германии как более дешевый аналог офорта, позволяющий тиражировать изображения. Это и поспособствовало тому, что литографию начали широко применять в типографиях. Помимо этого она была востребована в искусстве XIX-XX веков, в частности, такими мастерами, как Анри Матисс (Henri Matisse), Франсиско Гойя (Francisco José de Goya), Сальвадор Дали (Salvador Dalí).
читать дальше
по дереву. Собрание Посольства США в Украине.
Яков Гнездовский. Гравюры «Петух», «Большая рогатая сова» (на выставке), 1973. Бумага, гравюра×
Литография (от гр. Litos – камень) – способ получения гравюры, при котором краска наносится на поверхность под давлением. При этом оттиск создается с гладкой поверхности, которая, вследствие химической обработки, способна удерживать нанесенный пигмент на основе олифы на определенных фрагментах. Технику изобрели в Германии как более дешевый аналог офорта, позволяющий тиражировать изображения. Это и поспособствовало тому, что литографию начали широко применять в типографиях. Помимо этого она была востребована в искусстве XIX-XX веков, в частности, такими мастерами, как Анри Матисс (Henri Matisse), Франсиско Гойя (Francisco José de Goya), Сальвадор Дали (Salvador Dalí).
читать дальше
по дереву. Национальный музей во Львове им. А.Шептицкого.





Большая рогатая сова. 1973. Бумага, гравюра по дереву. Национальный музей во Львове им. А.Шептицкого.

Поделиться   Поделиться  Поделиться  
Техника, в которой создавал свои графические листы Гнездовский, испытывавший влияние Дюрера и японской ксилографии, была для США уникальной. Доски гравюр он, как когда-то «маляры» в самой Украине, резал по дереву. По-украински эти работы так и называются — «дереворізи» (дереворезы). Но дело, разумеется, не только в этом. А в самих работах, которые так удавались Гнездовскому: легкие, ажурные, гипнотические, так напоминающие штрихи резчика по дереву, а также, — немаловажно! — супермодный в 1960-е стиль оп-арт (кстати, не мог ли Гнездовский встречаться во Франции с «отцом» оп-арта Виктором Вазарели?..)
Яков Гниздовский. Зебра





Разглядывая гравюры Гнездовского, многие вспоминают творчество Морица Эшера, а также знаменитые «Зебры» венгра Виктора Вазарели — несомненно, и они повлияли на стиль Якова Гнездовского. Или же просто оба эмигранта на разных континентах — в США и в Европе, — искали свой путь в искусстве в одном направлении? Слева — гравюра Якова Гнездовского, снизу — работы Виктора Вазарелли.

Жизнь художника в США стала просто-таки воплощением «американской мечты». Уже в 1950-х гг. галерея Ассоциации американских художников в Нью-Йорке закупила 220 оттисков серии его ксилографий «Сосны». «Зимний пейзаж» и «Подсолнечник» Гнездовского украшали кабинет президента Джона Кеннеди в Белом доме. Ксилографии, офорты, линогравюры (а также темперы, картины маслом и мелкая керамика) украинского суперстар давнохранятся в ведущих собраниях США и мира, включая библиотеку Конгресса, Фонды Вудварта и Нельсона Рокфеллера, даже в музеях Японии. Также, до конца жизни Гниздовский был популярен, как автор эксклибрисов. «Для души» он расписал иконостас для греко-католической украинской церкви в Керхонксоне, Нью-Йорк. А кроме того, создал… марки «пластовой» почты. («Пласт» — спортивно-патриотическое украинское движение наподобие скаутского. В СССР было под запретом как «националистическое». Членом «Пласта» в юности была, в частности, Катерина Ющенко, жена президента Виктора Ющенко).
Черепаха-II. Бумага, гравюра×
Литография (от гр. Litos – камень) – способ получения гравюры, при котором краска наносится на поверхность под давлением. При этом оттиск создается с гладкой поверхности, которая, вследствие химической обработки, способна удерживать нанесенный пигмент на основе олифы на определенных фрагментах. Технику изобрели в Германии как более дешевый аналог офорта, позволяющий тиражировать изображения. Это и поспособствовало тому, что литографию начали широко применять в типографиях. Помимо этого она была востребована в искусстве XIX-XX веков, в частности, такими мастерами, как Анри Матисс (Henri Matisse), Франсиско Гойя (Francisco José de Goya), Сальвадор Дали (Salvador Dalí).
читать дальше
по дереву. 1962. НХМУ.
Интересно, что Яков Гнездовский писал и маслом. Вашему вниманию — «Натюрморт» (1966) из собрания Павла Гудимова.
Я. Гнездовский. «Натюрморт» (1966)
В 1990-м году вдова художника, Стефания Гнездовская, передала немало его произведений в дар украинским музеям. А в 2005-м году урна с его прахом была перезахоронена во Львове, на знаменитом Лычакивском кладбище. …По окончании семинарии юный Яков сфотографировался у могилы поэта Ивана Франко. И так получилось, что на снимке он смотрит именно туда, где покоится сегодня…

Яков Гнездовский — второй слева в переднем ряду
Я. Гнездовский. Лук. 1970. Бумага, гравюра×
Литография (от гр. Litos – камень) – способ получения гравюры, при котором краска наносится на поверхность под давлением. При этом оттиск создается с гладкой поверхности, которая, вследствие химической обработки, способна удерживать нанесенный пигмент на основе олифы на определенных фрагментах. Технику изобрели в Германии как более дешевый аналог офорта, позволяющий тиражировать изображения. Это и поспособствовало тому, что литографию начали широко применять в типографиях. Помимо этого она была востребована в искусстве XIX-XX веков, в частности, такими мастерами, как Анри Матисс (Henri Matisse), Франсиско Гойя (Francisco José de Goya), Сальвадор Дали (Salvador Dalí).
читать дальше
по дереву. Борщивский областной краеведческий музей.
Я. Гнездовский. Роза. 1971. Бумага, гравюра×
Литография (от гр. Litos – камень) – способ получения гравюры, при котором краска наносится на поверхность под давлением. При этом оттиск создается с гладкой поверхности, которая, вследствие химической обработки, способна удерживать нанесенный пигмент на основе олифы на определенных фрагментах. Технику изобрели в Германии как более дешевый аналог офорта, позволяющий тиражировать изображения. Это и поспособствовало тому, что литографию начали широко применять в типографиях. Помимо этого она была востребована в искусстве XIX-XX веков, в частности, такими мастерами, как Анри Матисс (Henri Matisse), Франсиско Гойя (Francisco José de Goya), Сальвадор Дали (Salvador Dalí).
читать дальше
по дереву. Борщивский областной краеведческий музей.
2015-й в Украине — год не только Малевича, но еще и Якова Гниздовского. Юбилейную выставку его работ из собраний разных музеев и частных коллекций, включая Павла Гудимова, Игоря Грынива, Ярины и Романа Ференцевичей, Лиды и Петра Матияшекив, Марты Переймы, Екатерины и Виктора Ющенко, после Киева и Нацхуда увидит еще Львов, Черновцы, Полтава, Черкассы, Днепропетровск. А впервые «коллективное» собрание демонстрировалось с месяц назад в Американском культурном центре. Ведь и сам проект инициировало Посольство США в Украине. Его здание в Киеве, по традиции, тоже украшают гравюры Гнездовского.
Черно-белые фото Гнездовского в материале — с официального сайта художника. Фото с выставки — автора репортажа
КомментироватьКомментарии
HELP