войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Управление клиентами и продажами через CRM
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Управление клиентами и продажами через CRM
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

В Национальном художественном музее в Киеве открыли юбилейную выставку к 100-летию графика Якова Гнездовского

Есть художники, само имя которых ассоциируется не просто с ремеслом, талантом, успехом. Лишь очень немногим выпадает шанс, чтобы именно об их творчестве говорили, как о выразившем «дух», душу целой нации. Яков Гнездовский — из таких счастливцев. Хотя массовой аудитории в самой «материковой» Украине о нем, похоже, только предстоит узнавать больше.
В Национальном художественном музее в Киеве открыли юбилейную выставку к 100-летию графика Якова Гнездовского
На юбилейной выставке к 100-летию графика Якова Гнездовского. Киев. Фото А. Пароваткиной.
На юбилейной выставке к 100-летию графика
Монотипия относится к группе техник плоской печати. В отличие от других методов эстампа, позволяющих сделать множество оттисков с одной формы, здесь получается лишь одно изображение (отсюда и «моно» – «один» – в названии). Чаще всего монотипию используют иллюстраторы детских книг. Она популярная также у психологов (для выяснения внутреннего состояния человека) и педагогов (для развития воображения у детей). Читать дальше
Коллаграфия – относительно новый вид рельефной печати. Она была изобретена в середине XX века и сочетает в себе экологичность, лёгкость исполнения, богатство текстур и пластики, и, кроме того, хорошо совмещается с другими графическими манерами (например, «сухой иглой»). Печатная матрица представляет собой коллаж (отсюда и название, сочетающее слова «коллаж» и «-граф») и создаётся путём наклеивания различных материалов – тканей, пластика, песка, растений и так далее – на деревянную или картонную основу с помощью различных паст. Читать дальше
Во второй половине XV века ксилографию начала вытеснять гравюра на металле или интальо. Термин произошёл от итальянского intagliare, означающего «вырезать, насекать, прорезать». В отличие от ксилографии, где отпечаток на бумагу переносят выступающие части матрицы, здесь видимые следы оставляют борозды, содержащие чернила. Поэтому гравюра на металле относится к группе техник глубокой печати. Читать дальше
Якова Гнездовского. Киев. Фото А. Пароваткиной.
Открывшаяся Национальном художественном музее в Киеве юбилейная выставка к 100-летию графика
Монотипия относится к группе техник плоской печати. В отличие от других методов эстампа, позволяющих сделать множество оттисков с одной формы, здесь получается лишь одно изображение (отсюда и «моно» – «один» – в названии). Чаще всего монотипию используют иллюстраторы детских книг. Она популярная также у психологов (для выяснения внутреннего состояния человека) и педагогов (для развития воображения у детей). Читать дальше
Коллаграфия – относительно новый вид рельефной печати. Она была изобретена в середине XX века и сочетает в себе экологичность, лёгкость исполнения, богатство текстур и пластики, и, кроме того, хорошо совмещается с другими графическими манерами (например, «сухой иглой»). Печатная матрица представляет собой коллаж (отсюда и название, сочетающее слова «коллаж» и «-граф») и создаётся путём наклеивания различных материалов – тканей, пластика, песка, растений и так далее – на деревянную или картонную основу с помощью различных паст. Читать дальше
Во второй половине XV века ксилографию начала вытеснять гравюра на металле или интальо. Термин произошёл от итальянского intagliare, означающего «вырезать, насекать, прорезать». В отличие от ксилографии, где отпечаток на бумагу переносят выступающие части матрицы, здесь видимые следы оставляют борозды, содержащие чернила. Поэтому гравюра на металле относится к группе техник глубокой печати. Читать дальше
стала новым шагом к такому узнаванию.
О Якове Гнездовском — сначала, скорее, на уровне мифов, как о чем-то сродни золотому веку величия Ук

О Якове Гнездовском — сначала, скорее, на уровне мифов, как о чем-то сродни золотому веку величия Украины, — мы впервые услыхали в начале 1990-х, вскоре после смерти маэстро (он умер 8 ноября 1985 г. в Нью-Йорке). Им гордилась многочисленная украинская диаспора из США и Канады. Сегодня творчество Гнездовского смело можно назвать номером один для патриотов страны вне зависимости от места их проживания.

Я. Гнездовский. Два барана. 1969. Бумага, гравюра по дереву. Собрание Игоря Грынива.
Я. Гнездовский. Два барана. 1969. Бумага, гравюра
Меццо-тинто (ещё одно название – «чёрная манера») – процесс создания гравюр на металле, относящийся к группе техник глубокой печати. При этом – в отличие от офорта – здесь изображение образуют не линии, а тонкие градации света и тени. Отсюда и название, в переводе с итальянского означающее «полутона». Мастер не создаёт углубления – линии и точки – а выглаживает светлые участки на шероховатой поверхности доски. Читать дальше
Процесс создания акватинты похож на офорт, но эта техника позволяет получить богатые тональные и фактурные эффекты, схожие с рисунком водной краской – акварелью (отсюда и название «акватинта»). Именно с этим и связана популярность этого вида глубокой печати, возникшего в конце XVIII века. Читать дальше
Литография наряду с монотипией относится к группе техник плоской печати, но на этом их сходство практически заканчивается. Литография появилась в 1796-м или 1798 году, благодаря Иоганну Алоизу Зенефельдеру, типографу из Мюнхена. Изначально отпечаток снимался с рисунка на каменной – обычно известняковой – плите, откуда и пошло название этого способа (от др.-греч. λίθος «камень» + γράφω «пишу, рисую»). Ныне вместо литографского камня используются цинковые или алюминиевые пластины, которые легче обрабатывать.
Читать дальше
по дереву. Собрание Игоря Грынива.
Кстати, его фамилию еще пишут как «Гниздовский», что правильнее. Свои работы сам маэстро подписывал как Jacques Hnizdovsky. А имя «Жак» сохранил в память о жизни и работе в течение двух лет, в 1956 — 1958 гг., в Париже, где влюбился и женился.
Я. Гнездовский. Телефонные будки. 1972. Бумага, гравюра на дереве. НХМУ
Я. Гнездовский. Телефонные будки. 1972. Бумага, гравюра
Меццо-тинто (ещё одно название – «чёрная манера») – процесс создания гравюр на металле, относящийся к группе техник глубокой печати. При этом – в отличие от офорта – здесь изображение образуют не линии, а тонкие градации света и тени. Отсюда и название, в переводе с итальянского означающее «полутона». Мастер не создаёт углубления – линии и точки – а выглаживает светлые участки на шероховатой поверхности доски. Читать дальше
Процесс создания акватинты похож на офорт, но эта техника позволяет получить богатые тональные и фактурные эффекты, схожие с рисунком водной краской – акварелью (отсюда и название «акватинта»). Именно с этим и связана популярность этого вида глубокой печати, возникшего в конце XVIII века. Читать дальше
Литография наряду с монотипией относится к группе техник плоской печати, но на этом их сходство практически заканчивается. Литография появилась в 1796-м или 1798 году, благодаря Иоганну Алоизу Зенефельдеру, типографу из Мюнхена. Изначально отпечаток снимался с рисунка на каменной – обычно известняковой – плите, откуда и пошло название этого способа (от др.-греч. λίθος «камень» + γράφω «пишу, рисую»). Ныне вместо литографского камня используются цинковые или алюминиевые пластины, которые легче обрабатывать.
Читать дальше
на дереве. НХМУ
Афиша выставки «29 гравюр по дереву Якова Гнездовского» в галерее Lumley Cazalet, Лондон. 1969.





Афиша выставки «29 гравюр по дереву Якова Гнездовского» в галерее Lumley Cazalet, Лондон. 1969.

Яков Гнездовский — идеальный украинский… националист. Последнее слово пишем без кавычек. Родившийся в 1915 г. в селе Пылыпче, в то время находившемся на территории Австро-Венгрии (сейчас это — Тернопольская обл., Борщивский район), он с юности, чуть не со времен учебы в Чорткивской гимназии, и точно — во время учебы в семинарии во Львове, — участвовал в работе украинского патриотического подполья. В 1934 даже попал за это в тюрьму, но… Жандармы, увидев, что вместо политических споров и составления прокламаций, Яша… рисовал всех своих товарищей (вроде бы даже на заседании суда он изобразаил всех, там находящихся, чем поразил судей), убедились: Гнездовский одержим искусством, и по-настоящему интересует его в жизни только оно.
Я. Гнездовский. Бук медный. 1985. Гравюра по дереву, НХМУ.
Я. Гнездовский. Бук медный. 1985. Гравюра
Меццо-тинто (ещё одно название – «чёрная манера») – процесс создания гравюр на металле, относящийся к группе техник глубокой печати. При этом – в отличие от офорта – здесь изображение образуют не линии, а тонкие градации света и тени. Отсюда и название, в переводе с итальянского означающее «полутона». Мастер не создаёт углубления – линии и точки – а выглаживает светлые участки на шероховатой поверхности доски. Читать дальше
Процесс создания акватинты похож на офорт, но эта техника позволяет получить богатые тональные и фактурные эффекты, схожие с рисунком водной краской – акварелью (отсюда и название «акватинта»). Именно с этим и связана популярность этого вида глубокой печати, возникшего в конце XVIII века. Читать дальше
Литография наряду с монотипией относится к группе техник плоской печати, но на этом их сходство практически заканчивается. Литография появилась в 1796-м или 1798 году, благодаря Иоганну Алоизу Зенефельдеру, типографу из Мюнхена. Изначально отпечаток снимался с рисунка на каменной – обычно известняковой – плите, откуда и пошло название этого способа (от др.-греч. λίθος «камень» + γράφω «пишу, рисую»). Ныне вместо литографского камня используются цинковые или алюминиевые пластины, которые легче обрабатывать.
Читать дальше
по дереву, НХМУ.
В Национальном художественном музее в Киеве открыли юбилейную выставку к 100-летию графика Якова Гнездовского
На выставке представлены работы из коллекций Национального художественного музея Украины, Национального музея во Львове им. Андрея Шептицкого, Борщевского областного краеведческого музея, Научной библиотеки Национального университета «Киево-Могилянская академия» — коллекции Емельяна Прицака, Украинского Католического Университета, Посольства США в Украине, а также из частных собраний Павла Гудимова, Игоря Гринева, Ярины Ференцевич, Романа Ференцевича, Лиды и Петра Матияшек, Екатерины и Виктора Ющенко, Марты Переймы. Экспонаты — самые разные: от гравюр и афиш до памятных знаков.
В Национальном художественном музее в Киеве открыли юбилейную выставку к 100-летию графика Якова Гнездовского
Эксклибрис. Из коллекции Романа Ференцевича.




Эксклибрис. Из коллекции Романа Ференцевича.

В 2015 г., в серии «Видатні особистості України» («Выдающиеся личности Украины») Нацбанк выпустил юбилейную монету к 100-летию Якова Гнездовского. На ее аверсе, в кругу — стилизованная робота Я. Гнездовского «Подсоллнух» (1974).
На реверсе: в кругу — `Автопортрет` (1981 р.) Якова Гнездовского.

Абсолютный художник!

Сегодня в Черновцах живет родной племянник Якова, тоже художник-график Яков Иванович Гнездовский - он инициировал создание в Пылыпчем музея Гнездовского-старшего.

— Вспоминаю, как в одном из писем дядя писал, что среди других самая тяжелая работа художника, но и лучшей не знает. Он был абсолютным художником, — рассказал он как-то журналистам. И продолжил:
«В семье смирились с творческой натурой Якова Гнездовского, которого не интересовало ничего, кроме рисования, и не вынуждали к работе в поле. Сказали: пусть учится. Только раз он проявил интерес к хозяйству — взял тяжелый фотоаппарат со штативом и заставил свою племянницу Марту держать на руках петуха и курицу. На то, чтобы сделать фото, пошел день».
Посетители на выставке тоже делают фото: на мобилки, фотоаппараты, не обходится и без «селфи». Похож




Посетители на выставке тоже делают фото: на мобилки, фотоаппараты, не обходится и без «селфи». Похоже, Гнездовский становится модным «трендом» в Украине

Я. Гнездовский. Кактус-II. 1974. Гравюра по дереву подкрашенная.
Из собрания Игоря Грынива.
Я. Гнездовский. Кактус-II. 1974. Гравюра
Меццо-тинто (ещё одно название – «чёрная манера») – процесс создания гравюр на металле, относящийся к группе техник глубокой печати. При этом – в отличие от офорта – здесь изображение образуют не линии, а тонкие градации света и тени. Отсюда и название, в переводе с итальянского означающее «полутона». Мастер не создаёт углубления – линии и точки – а выглаживает светлые участки на шероховатой поверхности доски. Читать дальше
Процесс создания акватинты похож на офорт, но эта техника позволяет получить богатые тональные и фактурные эффекты, схожие с рисунком водной краской – акварелью (отсюда и название «акватинта»). Именно с этим и связана популярность этого вида глубокой печати, возникшего в конце XVIII века. Читать дальше
Литография наряду с монотипией относится к группе техник плоской печати, но на этом их сходство практически заканчивается. Литография появилась в 1796-м или 1798 году, благодаря Иоганну Алоизу Зенефельдеру, типографу из Мюнхена. Изначально отпечаток снимался с рисунка на каменной – обычно известняковой – плите, откуда и пошло название этого способа (от др.-греч. λίθος «камень» + γράφω «пишу, рисую»). Ныне вместо литографского камня используются цинковые или алюминиевые пластины, которые легче обрабатывать.
Читать дальше
по дереву подкрашенная.
Из собрания Игоря Грынива.
Сверху: Отара ягнят. 1975. Бумага, линорит. Научная библиотека Национального университета «Киево-Мог
Сверху: Отара ягнят. 1975. Бумага, линорит. Научная библиотека Национального университета «Киево-Могилянская академия» — коллекция Омеляна Прицака.
Снизу: Букет. 1964. Бумага, гравюра
Меццо-тинто (ещё одно название – «чёрная манера») – процесс создания гравюр на металле, относящийся к группе техник глубокой печати. При этом – в отличие от офорта – здесь изображение образуют не линии, а тонкие градации света и тени. Отсюда и название, в переводе с итальянского означающее «полутона». Мастер не создаёт углубления – линии и точки – а выглаживает светлые участки на шероховатой поверхности доски. Читать дальше
Процесс создания акватинты похож на офорт, но эта техника позволяет получить богатые тональные и фактурные эффекты, схожие с рисунком водной краской – акварелью (отсюда и название «акватинта»). Именно с этим и связана популярность этого вида глубокой печати, возникшего в конце XVIII века. Читать дальше
Литография наряду с монотипией относится к группе техник плоской печати, но на этом их сходство практически заканчивается. Литография появилась в 1796-м или 1798 году, благодаря Иоганну Алоизу Зенефельдеру, типографу из Мюнхена. Изначально отпечаток снимался с рисунка на каменной – обычно известняковой – плите, откуда и пошло название этого способа (от др.-греч. λίθος «камень» + γράφω «пишу, рисую»). Ныне вместо литографского камня используются цинковые или алюминиевые пластины, которые легче обрабатывать.
Читать дальше
на дереве. Научная библиотека Национального университета «Киево-Могилянская академия» — коллекция Омеляна Прицака.
Работы «Зимний пейзаж» и «Подсолнечник» Гнездовского украшали кабинет президента Джона Кеннеди в Белом доме.

За рубежом

Художник, родина и карьера за ее пределами — тема воистину историческая. Вообще-то Гнездовского обозначают так: «американский художник украинского происхождения». В 1938 году Гнездовский, уже известный как карикатурист, переехал в Варшаву, учиться в Высшей академии искусств. Персональный грант выделил сам митрополит Андрей Шептицкий. С началом мировой войны Яков перевелся в академию в Загребе (Хорватия), но в 1944-м пришлось бежать и оттуда. До 1949 года художник жил в лагере для перемещенных лиц под Мюнхеном. Рисовал там товарищей по несчастью — украинцев, ожидающих, отправят ли их в СССР, или на Запад. Из «отечественных» моментов биографии — был ответственным художественным редактором украинского литературно-художественного ежемесячника «Арка». Иллюстрировал журнал диаспоры «Грань».
Сверху: Папоротник. 1975. Бумага, гравюра на дереве. НХМУ. Внизу: Барвинок. 1984. Бумага, гравюра на
Сверху: Папоротник. 1975. Бумага, гравюра
Меццо-тинто (ещё одно название – «чёрная манера») – процесс создания гравюр на металле, относящийся к группе техник глубокой печати. При этом – в отличие от офорта – здесь изображение образуют не линии, а тонкие градации света и тени. Отсюда и название, в переводе с итальянского означающее «полутона». Мастер не создаёт углубления – линии и точки – а выглаживает светлые участки на шероховатой поверхности доски. Читать дальше
Процесс создания акватинты похож на офорт, но эта техника позволяет получить богатые тональные и фактурные эффекты, схожие с рисунком водной краской – акварелью (отсюда и название «акватинта»). Именно с этим и связана популярность этого вида глубокой печати, возникшего в конце XVIII века. Читать дальше
Литография наряду с монотипией относится к группе техник плоской печати, но на этом их сходство практически заканчивается. Литография появилась в 1796-м или 1798 году, благодаря Иоганну Алоизу Зенефельдеру, типографу из Мюнхена. Изначально отпечаток снимался с рисунка на каменной – обычно известняковой – плите, откуда и пошло название этого способа (от др.-греч. λίθος «камень» + γράφω «пишу, рисую»). Ныне вместо литографского камня используются цинковые или алюминиевые пластины, которые легче обрабатывать.
Читать дальше
на дереве. НХМУ. Внизу: Барвинок. 1984. Бумага, гравюра
Меццо-тинто (ещё одно название – «чёрная манера») – процесс создания гравюр на металле, относящийся к группе техник глубокой печати. При этом – в отличие от офорта – здесь изображение образуют не линии, а тонкие градации света и тени. Отсюда и название, в переводе с итальянского означающее «полутона». Мастер не создаёт углубления – линии и точки – а выглаживает светлые участки на шероховатой поверхности доски. Читать дальше
Процесс создания акватинты похож на офорт, но эта техника позволяет получить богатые тональные и фактурные эффекты, схожие с рисунком водной краской – акварелью (отсюда и название «акватинта»). Именно с этим и связана популярность этого вида глубокой печати, возникшего в конце XVIII века. Читать дальше
Литография наряду с монотипией относится к группе техник плоской печати, но на этом их сходство практически заканчивается. Литография появилась в 1796-м или 1798 году, благодаря Иоганну Алоизу Зенефельдеру, типографу из Мюнхена. Изначально отпечаток снимался с рисунка на каменной – обычно известняковой – плите, откуда и пошло название этого способа (от др.-греч. λίθος «камень» + γράφω «пишу, рисую»). Ныне вместо литографского камня используются цинковые или алюминиевые пластины, которые легче обрабатывать.
Читать дальше
на дереве. НХМУ.
Гнездовский ни дня не прожил «при Советах», и в итоге, отправился в США. Там сразу устроился на работу дизайнером. Но уже в 1950-м, за ксилографию «Куст», получил свою первую художественную премию в Миннеапольском институте искусств. И, вдохновленный, переехал жить в Нью-Йорк.
В Национальном художественном музее в Киеве открыли юбилейную выставку к 100-летию графика Якова Гнездовского
Украинской диаспоре не надо лишний раз объяснять, кто такой Яков Гнездовский
Хлорофитум. 1975. Собрание Катерины и Виктора Ющенко
Хлорофитум. 1975. Собрание Катерины и Виктора Ющенко
А к славе мастера привело… безденежье. Как вспоминает сам мэтр (позже он прославится еще и как теоретик искусства, в 1967 г. его эссе даже вышли в Нью-Йорке отдельной книгой), раз средств на оплату натурщиков не было он поневоле начал рисовать животных в зоопарке. Знаменитая овечка, положившая началу, кажется, бесконечной «овечьей» серии в его творчестве, проживала там же, в Бронксе.
Афиша выставки американской графики в Центре Джона Кеннеди. Бумага, гравюра по дереву. Собрание Посо
Афиша выставки американской графики в Центре Джона Кеннеди. Бумага, гравюра
Меццо-тинто (ещё одно название – «чёрная манера») – процесс создания гравюр на металле, относящийся к группе техник глубокой печати. При этом – в отличие от офорта – здесь изображение образуют не линии, а тонкие градации света и тени. Отсюда и название, в переводе с итальянского означающее «полутона». Мастер не создаёт углубления – линии и точки – а выглаживает светлые участки на шероховатой поверхности доски. Читать дальше
Процесс создания акватинты похож на офорт, но эта техника позволяет получить богатые тональные и фактурные эффекты, схожие с рисунком водной краской – акварелью (отсюда и название «акватинта»). Именно с этим и связана популярность этого вида глубокой печати, возникшего в конце XVIII века. Читать дальше
Литография наряду с монотипией относится к группе техник плоской печати, но на этом их сходство практически заканчивается. Литография появилась в 1796-м или 1798 году, благодаря Иоганну Алоизу Зенефельдеру, типографу из Мюнхена. Изначально отпечаток снимался с рисунка на каменной – обычно известняковой – плите, откуда и пошло название этого способа (от др.-греч. λίθος «камень» + γράφω «пишу, рисую»). Ныне вместо литографского камня используются цинковые или алюминиевые пластины, которые легче обрабатывать.
Читать дальше
по дереву. Собрание Посольства США в Украине.
Яков Гнездовский. Гравюры «Петух», «Большая рогатая сова» (на выставке), 1973. Бумага, гравюра
Меццо-тинто (ещё одно название – «чёрная манера») – процесс создания гравюр на металле, относящийся к группе техник глубокой печати. При этом – в отличие от офорта – здесь изображение образуют не линии, а тонкие градации света и тени. Отсюда и название, в переводе с итальянского означающее «полутона». Мастер не создаёт углубления – линии и точки – а выглаживает светлые участки на шероховатой поверхности доски. Читать дальше
Процесс создания акватинты похож на офорт, но эта техника позволяет получить богатые тональные и фактурные эффекты, схожие с рисунком водной краской – акварелью (отсюда и название «акватинта»). Именно с этим и связана популярность этого вида глубокой печати, возникшего в конце XVIII века. Читать дальше
Литография наряду с монотипией относится к группе техник плоской печати, но на этом их сходство практически заканчивается. Литография появилась в 1796-м или 1798 году, благодаря Иоганну Алоизу Зенефельдеру, типографу из Мюнхена. Изначально отпечаток снимался с рисунка на каменной – обычно известняковой – плите, откуда и пошло название этого способа (от др.-греч. λίθος «камень» + γράφω «пишу, рисую»). Ныне вместо литографского камня используются цинковые или алюминиевые пластины, которые легче обрабатывать.
Читать дальше
по дереву. Национальный музей во Львове им. А.Шептицкого.
Большая рогатая сова. 1973. Бумага, гравюра по дереву. Национальный музей во Львове им. А.Шептицкого





Большая рогатая сова. 1973. Бумага, гравюра по дереву. Национальный музей во Львове им. А.Шептицкого.

Техника, в которой создавал свои графические листы Гнездовский, испытывавший влияние Дюрера и японской ксилографии, была для США уникальной. Доски гравюр он, как когда-то «маляры» в самой Украине, резал по дереву. По-украински эти работы так и называются — «дереворізи» (дереворезы). Но дело, разумеется, не только в этом. А в самих работах, которые так удавались Гнездовскому: легкие, ажурные, гипнотические, так напоминающие штрихи резчика по дереву, а также, — немаловажно! — супермодный в 1960-е стиль оп-арт
Оп-арт (или оптическое искусство) – одно из ответвлений геометрического абстрактного искусства середины ХХ века, основой которого являются оптические иллюзии. Представители этого стиля стремились к созданию на плоской поверхности эффекта движения за счет использования цветовых контрастов и геометрических узоров. Самые яркие представители оп-арта – Виктор Вазарели, Бриджет РайлиДжулиан Станчак и Карлос Крус-Диес. Читать дальше
(кстати, не мог ли Гнездовский встречаться во Франции с «отцом» оп-арта Виктором Вазарели?..)
В Национальном художественном музее в Киеве открыли юбилейную выставку к 100-летию графика Якова Гнездовского
Разглядывая гравюры Гнездовского, многие вспоминают творчество Морица Эшера, а также знаменитые «Зеб





Разглядывая гравюры Гнездовского, многие вспоминают творчество Морица Эшера, а также знаменитые «Зебры» венгра Виктора Вазарели — несомненно, и они повлияли на стиль Якова Гнездовского. Или же просто оба эмигранта на разных континентах — в США и в Европе, — искали свой путь в искусстве в одном направлении? Слева — гравюра Якова Гнездовского, снизу — работы Виктора Вазарелли.

Жизнь художника в США стала просто-таки воплощением «американской мечты». Уже в 1950-х гг. галерея Ассоциации американских художников в Нью-Йорке закупила 220 оттисков серии его ксилографий «Сосны». «Зимний пейзаж» и «Подсолнечник» Гнездовского украшали кабинет президента Джона Кеннеди в Белом доме. Ксилографии, офорты, линогравюры (а также темперы, картины маслом и мелкая керамика) украинского суперстар давнохранятся в ведущих собраниях США и мира, включая библиотеку Конгресса, Фонды Вудварта и Нельсона Рокфеллера, даже в музеях Японии. Также, до конца жизни Гниздовский был популярен, как автор эксклибрисов. «Для души» он расписал иконостас для греко-католической украинской церкви в Керхонксоне, Нью-Йорк. А кроме того, создал… марки «пластовой» почты. («Пласт» — спортивно-патриотическое украинское движение наподобие скаутского. В СССР было под запретом как «националистическое». Членом «Пласта» в юности была, в частности, Катерина Ющенко, жена президента Виктора Ющенко).
Черепаха-II. Бумага, гравюра по дереву. 1962. НХМУ.
Черепаха-II. Бумага, гравюра
Меццо-тинто (ещё одно название – «чёрная манера») – процесс создания гравюр на металле, относящийся к группе техник глубокой печати. При этом – в отличие от офорта – здесь изображение образуют не линии, а тонкие градации света и тени. Отсюда и название, в переводе с итальянского означающее «полутона». Мастер не создаёт углубления – линии и точки – а выглаживает светлые участки на шероховатой поверхности доски. Читать дальше
Процесс создания акватинты похож на офорт, но эта техника позволяет получить богатые тональные и фактурные эффекты, схожие с рисунком водной краской – акварелью (отсюда и название «акватинта»). Именно с этим и связана популярность этого вида глубокой печати, возникшего в конце XVIII века. Читать дальше
Литография наряду с монотипией относится к группе техник плоской печати, но на этом их сходство практически заканчивается. Литография появилась в 1796-м или 1798 году, благодаря Иоганну Алоизу Зенефельдеру, типографу из Мюнхена. Изначально отпечаток снимался с рисунка на каменной – обычно известняковой – плите, откуда и пошло название этого способа (от др.-греч. λίθος «камень» + γράφω «пишу, рисую»). Ныне вместо литографского камня используются цинковые или алюминиевые пластины, которые легче обрабатывать.
Читать дальше
по дереву. 1962. НХМУ.
Интересно, что Яков Гнездовский писал и маслом. Вашему вниманию — «Натюрморт» (1966) из собрания Павла Гудимова.
Я. Гнездовский. «Натюрморт» (1966)
Я. Гнездовский. «Натюрморт» (1966)
В 1990-м году вдова художника, Стефания Гнездовская, передала немало его произведений в дар украинским музеям. А в 2005-м году урна с его прахом была перезахоронена во Львове, на знаменитом Лычакивском кладбище. …По окончании семинарии юный Яков сфотографировался у могилы поэта Ивана Франко. И так получилось, что на снимке он смотрит именно туда, где покоится сегодня…

Яков Гнездовский — второй слева в переднем ряду
Яков Гнездовский — второй слева в переднем ряду
Я. Гнездовский. Лук. 1970. Бумага, гравюра по дереву. Борщивский областной краеведческий музей.
Я. Гнездовский. Лук. 1970. Бумага, гравюра
Меццо-тинто (ещё одно название – «чёрная манера») – процесс создания гравюр на металле, относящийся к группе техник глубокой печати. При этом – в отличие от офорта – здесь изображение образуют не линии, а тонкие градации света и тени. Отсюда и название, в переводе с итальянского означающее «полутона». Мастер не создаёт углубления – линии и точки – а выглаживает светлые участки на шероховатой поверхности доски. Читать дальше
Процесс создания акватинты похож на офорт, но эта техника позволяет получить богатые тональные и фактурные эффекты, схожие с рисунком водной краской – акварелью (отсюда и название «акватинта»). Именно с этим и связана популярность этого вида глубокой печати, возникшего в конце XVIII века. Читать дальше
Литография наряду с монотипией относится к группе техник плоской печати, но на этом их сходство практически заканчивается. Литография появилась в 1796-м или 1798 году, благодаря Иоганну Алоизу Зенефельдеру, типографу из Мюнхена. Изначально отпечаток снимался с рисунка на каменной – обычно известняковой – плите, откуда и пошло название этого способа (от др.-греч. λίθος «камень» + γράφω «пишу, рисую»). Ныне вместо литографского камня используются цинковые или алюминиевые пластины, которые легче обрабатывать.
Читать дальше
по дереву. Борщивский областной краеведческий музей.
Я. Гнездовский. Роза. 1971. Бумага, гравюра по дереву. Борщивский областной краеведческий музей.
Я. Гнездовский. Роза. 1971. Бумага, гравюра
Меццо-тинто (ещё одно название – «чёрная манера») – процесс создания гравюр на металле, относящийся к группе техник глубокой печати. При этом – в отличие от офорта – здесь изображение образуют не линии, а тонкие градации света и тени. Отсюда и название, в переводе с итальянского означающее «полутона». Мастер не создаёт углубления – линии и точки – а выглаживает светлые участки на шероховатой поверхности доски. Читать дальше
Процесс создания акватинты похож на офорт, но эта техника позволяет получить богатые тональные и фактурные эффекты, схожие с рисунком водной краской – акварелью (отсюда и название «акватинта»). Именно с этим и связана популярность этого вида глубокой печати, возникшего в конце XVIII века. Читать дальше
Литография наряду с монотипией относится к группе техник плоской печати, но на этом их сходство практически заканчивается. Литография появилась в 1796-м или 1798 году, благодаря Иоганну Алоизу Зенефельдеру, типографу из Мюнхена. Изначально отпечаток снимался с рисунка на каменной – обычно известняковой – плите, откуда и пошло название этого способа (от др.-греч. λίθος «камень» + γράφω «пишу, рисую»). Ныне вместо литографского камня используются цинковые или алюминиевые пластины, которые легче обрабатывать.
Читать дальше
по дереву. Борщивский областной краеведческий музей.
В Национальном художественном музее в Киеве открыли юбилейную выставку к 100-летию графика Якова Гнездовского
Рекомендуемые работы
Юрий Валентинович Зорко. Полдень в Крыму
Полдень в Крыму
2000-е , 60×62 см
$541
Оригинал
Геннадий Николаевич Жихарев. Человек-дерево
  • Реклама
Человек-дерево
08.03.1989, 127×67 см
$20
Оригинал
Nina Rassen. "Космические Ксалахары все легенды вселенной "
  • Реклама
"Космические Ксалахары все легенды вселенной "
2023, 2000×3000 см
€200
Цифровая копия
Владимир Сергеевич Барков. ПЕНТАТОНИКА
  • Реклама
ПЕНТАТОНИКА
Февраль 2022, 130×160 см
$10 839
Оригинал
Эдуард Поташев. Путь
  • Реклама
Путь
2024, 85×25 см
Наталия Припутникова. Стрекоза-2
  • Реклама
Стрекоза-2
2023, 50×60×1.5 см
$271
Оригинал
2015-й в Украине — год не только Малевича, но еще и Якова Гниздовского. Юбилейную выставку его работ из собраний разных музеев и частных коллекций, включая Павла Гудимова, Игоря Грынива, Ярины и Романа Ференцевичей, Лиды и Петра Матияшекив, Марты Переймы, Екатерины и Виктора Ющенко, после Киева и Нацхуда увидит еще Львов, Черновцы, Полтава, Черкассы, Днепропетровск. А впервые «коллективное» собрание демонстрировалось с месяц назад в Американском культурном центре. Ведь и сам проект инициировало Посольство США в Украине. Его здание в Киеве, по традиции, тоже украшают гравюры Гнездовского.
Черно-белые фото Гнездовского в материале — с официального сайта художника. Фото с выставки — автора репортажа