Регистрация
Тема в Артхиве
Искусство детям
6 статей  •  2 теста

Все-таки Рембрандт! Маурицхёйс в Гааге представит детективную историю полотна «Саул и Давид»

Мне нравится3       0  
У сотрудников Королевской галереи Маурицхёйс в Гааге есть повод для радости: поставлена точка в восьмилетнем исследовании и реставрации картины «Саул и Давид», которая сначала приписывалась Рембрандту, но в 1969 году была «понижена» в статусе. Теперь результаты однозначны: полотно создал сам голландский мастер. Однако в процессе анализа шедевра специалистам пришлось разгадать немало головоломок.
Эксперты пришли к выводу, что картина «Саул и Давид» писалась в два этапа: примерно с 1651-го по 1654-й и с 1655-го по 1658-й годы. Впервые она упоминается в записях парижского аукциона 1830 года. Затем полотно кочевало из собрания в собрание, пока более ста лет назад его не приобрёл бывший директор Маурицхёйс Абрахам Бредиус (Abraham Bredius).


После его смерти в 1946-м (на фото слева: Бредиус в 1905 году) шедевр перешёл в собственность галереи. Однако в конце 1960-х годов эксперт по Рембрандту Хорст Герсон (Horst Gerson) поставил под сомнение авторство картины, на которой изображена сцена из Ветхого завета: царь Саул, растроганный игрой Давида на арфе, краем занавеса вытирает слезу с глаз.

В 2007 году, чтобы не зависеть от мнения одного человека, музей собрал международную команду экспертов, вооружив её всеми доступными новейшими технологиями. Специалисты пытались пойти «от обратного» и доказать, что «Саул и Давид» были написаны не Рембрандтом. Но каждый раз убеждались, что перед ними — полотно именно этого мастера.
  • Фото: nos.nl
  • Фото: nos.nl
Исследователям удалось заглянуть сквозь несколько слоёв краски, которые были наложены во время предыдущих реставраций. Установлено, что картина написана с использованием оригинальных пигментов, которые Рембрандт употреблял в 17 веке. Пробы показали, что и грунт на полотне типичен для студии голландского живописца в 1650-х и 1660-х годах.
Теперь вновь приписанный Рембрандту и кропотливо восстановленный холст станет центром выставки, чьё название «Рембрандт? Дело Саула и Давида» (Rembrandt? De zaak Saul en David) отражает сходство реставрации с детективным расследованием.
Фото: EPA


Экспозиция, которая открывается 11 июня и проработает до 13 сентября, расскажет о ходе исследования. Трёхмерный принт даст представление о том, как шедевр мог выглядеть изначально, а с помощью цифровых устройств можно будет ознакомиться с историей картины, которая на протяжении многих лет была подвергнута ряду необычных и загадочных вмешательств.

На фото: голландский тележурналист касается напечатанной в 3D версии картины «Саул и Давид» во время пресс-показа новой выставки в музее Маурицхёйс 9-го июня 2015 года

«То, что случилось с этой картиной — настоящее преступление», сказала нынешний руководитель Маурицхёйс Эмили Горденкер (Emilie Gordenker).
Например, холст был разрезан на несколько частей, затем вместе были сшиты изображения Саула и Давида, а в правый верхний угол вделан кусок совершенно другого полотна. Эксперты считают, что на исчезнувшем фрагменте мог находиться ещё один персонаж.
  • Рембрандт Ван Рейн, «Саул и Давид» (фрагмент)
  • Рембрандт Ван Рейн, «Саул и Давид» (фрагмент)
«Перед тем, как картина была очищена, стало ясно, что ещё несколько раз перекрашивали, обесцвечивали, а её первоначальные размеры в прошлом изменялись, — поясняет Йорис Дик (Joris Dik) из Делфтского технического университета (Technische Universiteit Delft). — Шедевр подвергся жестокой обработке в ходе нескольких реставрационных кампаний». На видео — редкие фото, газетные вырезки и кадры с ходом работы реставраторов.
Эксперты столкнулись с рядом других сюрпризов. Заглянув сквозь краску, они выяснили, что полотно представляет собой в буквальном смысле мозаичную головоломку. «Анализ выявил, что оно на самом деле состоит из 15-ти разных кусков. Это три основные части — Саул, Давид и вставка из старой картины в верхнем правом углу — плюс обрезки по всем краям. Так что это настоящее лоскутное одеяло, пэчворк», добавила Эмили Горденкер.
Фото: nos. nl
Почему картина в прошлом подвергалась подобной экзекуции — пока так и не ясно. После окончания выставки «Рембрандт? Дело Саула и Давида» полотно займёт своё постоянное место в одном из залов Маурицхёйс.
Главная иллюстрация: фото Иво Хукстра, Королевская галерея Маурицхёйс. По материалам artdaily.com, news.artnet.com, официального сайта музея.
 Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
HELP