войти
опубликовать
Комментарии
0
О работе
Вид искусства: Иконопись
Сюжет и объекты: Религиозная сцена
Техника: Фреска
Дата создания: 1884
Местонахождение: Наталья Азаренко
Работа в подборках: 3 подборки

Описание работы «Оплакивание Христа»

В 1880-х годах в древней Кирилловской церкви, основанной в 1139 году в Киеве, начались работы по обновлению настенной росписи. Руководил ими искусствовед и археолог Адриан Прахов, также заведовавший в то время отделкой свежепостроенного Владимирского собора. В реставрации он пригласил к участию, помимо учеников и преподавателей Киевской рисовальной школы Николая Мурашко, еще несколько студентов Императорской Академии художеств. Среди них был Михаил Врубель, имя которого в то время никому ни о чем не говорило.

Дело в том, что бюджет, выделенный на роспись, был крайне ограниченным, и Прахов был озадачен поиском художника, который согласился бы выполнить трудоемкую работу всего за 1200 рублей – небольшую за такой объем задач (четыре образа для иконостаса плюс несколько фресок) сумму. Он отправился в Академию художеств за советом к профессору Павлу Чистякову, и тот порекомендовал рассмотреть кандидатуру многообещающего студента Врубеля.

Прахов вспоминал: «Через несколько дней я побывал у него, просмотрел все работы и убедился в том, что имею дело с выдающимся талантом, превосходным рисовальщиком, а главное для меня – стилистом, хорошо понимающим античный мир и могущем, при некотором руководстве, отлично справиться с византийским стилем, не пользовавшемся в те времена почетом среди художественной молодежи». Врубель с готовностью согласился отправиться в Киев, так как был весьма стеснен в средствах, и предложенная сумма была для него более чем привлекательной.

Художник трудился над росписью Кирилловской церкви почти полгода, с мая по ноябрь 1884-го. Прахов – специалист по культуре Древней Греции и Востока, объехавший всю Европу, проводя исследования – стал его наставником и предоставил в полное распоряжение свою обширную библиотеку. В Киеве тоже хватало наглядных материалов из истории греческого и древнерусского искусства: Врубель изучал мозаики 11 – 12 веков в Софийском соборе и Михайловском Златоверхом монастыре и полностью погрузился в освоение тонкостей византийской иконописи.

Результатом его работы в Кирилловской церкви стали композиции «Сошествие святого духа» (прототипами апостолов на фреске стали ученые мужи и священнослужители Киева), «Ангелы с лабарами», образы Богоматери с Младенцем, Архангела Гавриила, пророка Моисея и другие. Сын Прахова, Николай (тоже художник и искусствовед), писал в мемуарах, как его отец испытывал Врубеля. Он дал ему задание воссоздать образ Архангела Гавриила 12 века, от которого остались только лишь одни очертания. Прахову понравился результат: художник написал фреску строго по византийскому канону, не привнеся в нее ничего авторского – это всегда ценилось в религиозной живописи, особенно в богослужебных заведениях.

Последней Врубель писал фреску, как называет ее Николай Прахов, «Оплакивание тела Христа тремя слетевшимися на его гроб архангелами». Художник приготовил четыре эскиза на выбор для своего руководителя, но тот по причине занятости так и не смог на них взглянуть. Тогда Врубель сделал выбор на свое усмотрение и наскоро написал его без предварительной грунтовки прямо на старой побелке.

По приезду в Кирилловскую церковь Прахов восхитился результатом, отказавшись считать фреску эскизом: «Да какой же это эскиз, Михаил Александрович?! – воскликнул он. – Это великолепное, вполне законченное художественное произведение! Больше ничего к нему не надо добавлять и переделывать! Напишите только заявление в строительную контору об окончании работы и получите следуемые за нее деньги. Вот и все. Поздравляю вас!»

К сожалению, эта поспешность впоследствии вышла боком: уже после революции от фрески начали отпадать фрагменты красочного слоя. В 1939 году Комитет по делам искусства вынес решение реставрировать ее по итальянскому методу: спились штукатурку и перенести ее на цинковую доску. Это удалось осуществить уже после окончания Второй мировой войны.

Автор: Наталья Азаренко
Комментарии