Регистрация
Тема в Артхиве
Искусство детям
14 статей  •  3 теста

Крестьянин с уздечкой (Портрет Мины Моисеева)

Предложить название
1883, 125×93 см • Масло, Холст

Описание картины «Крестьянин с уздечкой (Портрет Мины Моисеева)»

Портрет Мины Моисеева входит в ряд картин, на которых Крамской изобразил народные типажи (1, 2, 3, 4, 5). В реалистической традиции ХIХ века было принято типизировать народные портреты. То есть каждый отдельный персонаж представлял собой определенный тип людей. Целую энциклопедию типажей русской жизни представил Репин в своем «Крестном ходе»

Крамской придерживался демократических взглядов, в молодости – даже радикальных, именно он организовал выход из Академии художеств 14-ти наиболее талантливых учеников, организовал Артель художников, а позже стал одним из организаторов и идеологов Товарищества передвижных выставок. С идейными взглядами понятно, а что же живопись? Вопреки представлению, которое могло бы возникнуть от его общественной деятельности, муза Крамского не обличительна. Его народные типы просто проживают свою жизнь, а не указывают социуму на его недостатки. Художник не использует их в дидактических целях, а просто показывает, и, кажется, даже любуется ими. Причем мировоззрение Крамского очень даже допускало дидактику, но в его работы она не проникала. Мина Моисеев – один из самых удачных народных персонажей Крамского. Этюд к картине был написан с натуры. Такого обаятельного крестьянина Крамской встретил на станции Сиверской под Петербургом, там у художника была дача.

«Крестьянин с уздечкой» – полотно более монументальное, чем предшествовавший ему этюд. На первый взгляд Мина может показаться дряхлым стариком, но, присмотревшись, замечаем мощную фигуру, с которой драный армяк спадает широкими складками, словно королевская мантия, и надежность крепких рук, опирающихся на посох, и лукавый, добродушный, наполненный внутренней силой, спокойствием и мудростью взгляд из-под косматых бровей.

Крамской не часто уделял пристальное внимание одежде, делая акцент на лице портретируемых, но в данном случае тщательно, с любованием написаны и просторная голубая рубаха, и ворсистый серый армяк, и свисающая с руки Мины Моисеева конская упряжь.

Очевидно, что изображенный симпатичен автору. Исследовали часто сравнивают образ Мины Моисеева с образом Льва Толстого. Лицо крестьянина освещает теплый, мягкий свет, особенно отчетливый на темном фоне.

Автор: Алена Эсаулова
Читать всю аннотациюСвернуть

Эта работа в подборках пользователей

  • Омнибус II
  • В кафе
  • Человек на балконе, бульвар Осман
Top
23 работы • 0 комментариев
  • Неутешное горе
  • Крестьянин с уздечкой (Портрет Мины Моисеева)
  • Христос в пустыне
Иван Крамской
5 работ • 0 комментариев
  • Махновщина (Гуляй-Поле)
  • Чайки
  • Начало любви
Киевский музей русского искусства
61 работа • 0 комментариев
  • Поцелуй
  • Портрет мадам де Помпадур
  • Гранд-канал, гондолы у причала. Венеция
Как
118 работ • 0 комментариев
Все подборки в Артхиве с этой картиной

С этой работой в подборки добавляют

В кафе
2
В кафе

1880
Неутешное горе
14
Неутешное горе

1884, 228×141 см
Портрет мадам де Помпадур
28
Портрет мадам де Помпадур

1756, 157×201 см
Христос в пустыне
23
Христос в пустыне

1872, 180×210 см
Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.