Регистрация
Тема в Артхиве
Искусство детям
10 статей  •  3 теста

Прощание А.С. Пушкина с морем (в соавторстве с Ильей Репиным)

Предложить название
1877 • Масло, Холст  • 
Альтернативные названия
  • Прощание Александра Сергеевича Пушкина с Черным морем
  • Пушкин у моря

Описание картины «Прощание А.С. Пушкина с морем (в соавторстве с Ильей Репиным)»

«Дивное море написал Айвазовский... И я удостоился намалевать там фигурку», – так прокомментировал свою роль в создании этой картины Илья Репин. Правда, следует признать, что такие характеристики были вообще в стиле Репина – он очень восторженно отзывался об окружающих и весьма уничижительно о своих «скромных дарованиях», такой характер. Впрочем, это ничуть не умаляет достоинств действительно дивного моря, однако и к фигуре не будем столь строги, как автор ее.

Пушкин с женой Натали Гончаровой посетил выставку в Академии художеств. Это был сентябрь 1836 года. Прослышавшие об этом ученики побежали в зал, чтобы посмотреть вблизи на поэта. Среди них был и Айвазовский. Инспектор академии Крутов представил его Пушкину как претендента на золотую медаль. Юному Айвазовскому запало в душу то, как ласково поэт его приветил.

Пушкина Айвазовский писал неоднократно. И в целом портреты в его наследии есть, но Айвазовский все же – не портретист, талант его в полную меру проявлялся в изображениях моря и неба. Приглашение Репина в соавторы – решение отличное. Дело в том, что даже когда на картине присутствуют люди, они всегда неизмеримо малы по сравнению с любимой стихией Айвазовского, и речь не только о физическом размере. Искренне восхищаясь «нашим всем», Айвазовский нашел отличный способ не затмить фигуру Пушкина стихией – попросил написать эту фигуру Илью Репина, который был отличным портретистом. В итоге перед нами великолепное море Айвазовского в лучших его проявлениях: бурлящее, живое, неистовое, с прозрачно-изумрудными волнами, с обрушивающейся со скалистого берега водой, море, шум которого слышишь, когда вглядываешься в картину. И яркая, отлично написанная фигура Пушкина. Взгляд поэта направлен вдаль, словно он прислушивается к рокоту волн, волосы развеваются на ветру, в одной руке шляпа, которую ветром почти сворачивает, вторая ладонь поэта опирается на камень. И, по замыслу Айвазовского, он произносит морю прощальные строки:

Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой...

Автор: Алена Эсаулова
Читать всю аннотациюСвернуть
О работе
Сюжет и объекты: Портрет
Стиль и техника: Романтизм, Масло

Эта работа в подборках пользователей

  • Нина и Эдвард Григ
  • Тайная вечеря
  • Благовещение
Любимое
12 работ • 0 комментариев
  • Фрегат под парусом
  • Морской вид
  • Георгиевский монастырь. Мыс Фиолент
Айвазовский Иван Константинович
45 работ • 0 комментариев
  • А.С. Пушкин в Крыму у Гурзуфских скал
  • Цепи Кавказских гор. Вид с Каранайских гор на Темир-Хан-Шуру, на Каспийском море
  • Итальянский пейзаж. Вечер
Айвазовский
7 работ • 0 комментариев
  • Морской вид при луне
  • Ночной пейзаж. Венеция
  • Лунная ночь на Босфоре
Айвазовский
8 работ • 0 комментариев
Все подборки в Артхиве с этой картиной

С этой работой в подборки добавляют

Цепи Кавказских гор. Вид с Каранайских гор на Темир-Хан-Шуру, на Каспийском море
9
Цепи Кавказских гор. Вид с Каранайских гор на Темир-Хан-Шуру, на Каспийском море

1869, 130×170 см
Морской вид при луне
11
Морской вид при луне

1878, 213×148 см
Тайная вечеря
51
Тайная вечеря

1498, 460×880 см
Нина и Эдвард Григ
3
Нина и Эдвард Григ

1892
Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
HELP