Utilizzando il nostro sito Lei accetta le condizioni con i quali noi usiamo i file cookie per l'analisi dei dati e creazione dei contenuti (inclusi contenuti pubblicitari) in base ai suoi interessi. Per sapere di più sulla tipologia dei dati da noi raccolti
qui.
Вы когда-нибудь задавались вопросом,что почерк любимого художника может сообщить о его жизни или творчестве? Издание Artsy утверждает,что художественные каракули таких знаменитых фигур,как Пабло Пикассо, Винсент Ван Гог, Фрида Кало, Джорджия О’Киф и Микеланджело «созрели для занимательного анализа». Хотя чаще всего графология лишь подтверждает то,что мы уже знаем об этих скрупулёзно изученных личностях,она раскрывает и ряд любопытных деталей. Например,склонность Ван Гога писать букву t без горизонтальной черты.
«Во многих отношениях почерк — это продолжение художественного процесса, — говорит Мэри Савиг,куратор департамента рукописей Архивов американского искусства Смитсоновского университета. — Художники могут писать от руки так же,как проводят линию. Учитывая это,письмо можно рассматривать как художественный акт. Для своих рукописей художники выбирают манеру написания,принадлежности и бумагу,которые передадут их творческие наклонности».
Графология — исследование почерка — справедливо подвергалась критике с момента своего формального появления в XVIII веке(её часто называют«лженаукой»). Но попытка понять,что представляет собой человек,анализируя его манеру наносить слова на бумагу,до сих пор активно практикуется и даёт восхитительную пищу для размышлений.
Журналисты показали образцы почерков пяти известных художников сертифицированному графологу Кати Макнайт. Вот что она увидела в росчерках пера некоторых знаменитых мастеров кисти.
Винсент Ван Гог
Ван Гог сочинил письмо своему другу,австралийскому живописцу Джону Питеру Расселу, в середине июня 1888 года. Слегка наклонным почерком он сообщает,он хотел написать,но был поглощён работой: в Арле сезон сбора урожая,и он «всё время в полях», что отражено в рисунке на левой стороне листа.
Кати Макнайт считает,что личное местоимение художника I(«я») указывает на его изоляцию. «Есть эмоциональное разъединение и расстояние», — отмечает она. Другим заметным признаком является слово«настоящее»(«present»), которое тянется по правому краю и может быть свидетельством депрессии.
Слева: Винсент Ван Гог,«Автопортрет в серой фетровой шляпе»(1887). Музей Ван Гога,Амстердам
Винсент Ван Гог,письмо Джону Питеру Расселу. Источник: The Solomon R. Guggenheim Foundation / Art Resource,NY.
Эксперт обращает внимание,что художник обычно не ставил горизонтальную черту в буквах t и точку над строчными i — нигде,кроме как в подписи(она находится под рисунком). «Когда он пишет своё имя, — а наши имена являются персональными визитными карточками, — то ощущает личную силу, — говорит Макнайт. — Нажатие сильное и чёткое. Он перечёркивает t с нажимом,что означает решимость. Точку над i [в подписи] он ставит энергично и лаконично,прямо над вертикальной чертой». Графолог добавляет,что подпись,размер которой больше по сравнению с остальным текстом,ещё раз демонстрирует уверенность Ван Гога.
На протяжении своих тридцатилетних бурных отношений с Диего Риверой, — начавшихся в 1927 году и включавших обоюдные романы на стороне,брак,развод и повторный брак, — Кало вела дневник,в котором писала страстные письма своему возлюбленному. Два из них,включённые в 2005 году в публикацию романтической переписки художницы с Риверой,наполнены драматическими одами(«Я бы хотела нарисовать тебя,но нет таких красок,которые могли бы описать моё смятение и осязаемые формы этой огромной любви»).
Слева: Фрида Кало,«Автопортрет с терновым ожерельем»(1940). Техасский университет,Центр Гарри Рэнсома,Остин
Письма из книги«Дневник Фриды Кало. Интимный автопортрет». Источник: Artsy
Макнайт замечает,насколько разборчиво пишет Фрида. «Она не торопится и пишет взвешенно и методично», — поясняет эксперт. Все i отмечены точками«с рассчитанным,точно выверенным нажимом,что показывает постоянное внимание к деталям».
Вертикальные черты в буквах p,которые возвышаются над петлями,«определённо демонстрируют интеллектуальную глубину». И,наконец,«плоские верхушки букв r свидетельствуют о хорошей координации рук и глаз».
Письмо,написанное яркими синими чернилами и закруглёнными буквами,О’Киф отправила бывшему директору Музея Фогга в Гарвардском университете Эдварду Форбсу в мае 1938 года. Она выразила благодарность за письмо с поздравлениями,которое Форбс прислал ей,и пригласила встретиться с ней и её мужем Альфредом Стиглицем,когда адресат в следующий раз будет в Нью-Йорке.
Письмо Джорджии О’Киф,адресованное Эдварду Форбсу 10 мая 1938 года. Источник: Georgia O’Keeffe Museum / Artists Rights Society(ARS), New York.
В почерке О’Киф присутствуют необычные штрихи,которые«редко встречаются в наше время», отмечает Макнайт. Она обращает внимание на непривычные параллельные черты в буквах d и t в словах«honored», «lived», «about» и «sweet». Эксперт называет это«искусством мастера» и отмечает,что это характерно для«тех,кто с перфекционизмом подходит к своей работе».
Джорджия О’Киф,сидящая на корточках с альбомом для рисования и акварельными красками. Фото Альфреда Стиглица,1918 год. Источник: Wikimedia Commons
Интерес представляют и горизонтальные штрихи в буквах t — то,как художница перечёркивает букву«длинной тонкой линией,которая временами накрывает всё слово(например,«town» и «that»). Это,по словам Макнайт,свидетельствует о «скачкообразных периодах крайней самонадеянности и харизмы».
Наконец,графолог указывает,что манера написания букв p в словах«pleasant» и «people» может быть признаком того,что О’Киф обладала«сексуальным драйвом выше среднего».
Пикассо отправил письмо в Париж своей подруге,писательнице и покровителю искусств Гертруде Стайн в марте 1913 года. В то время художник жил во французском городе в Пиренеях с одной из своих многочисленных возлюбленных Евой Гуэль. В послании он в шутку замечает,что изображение на лицевой стороне открытки(три пьющих каталонца) включает«портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
Матисса в виде каталонца». Затем он просит Стайн написать ему и обещает,что сделает обзор её произведений.
Открытка Пикассо,отправленная Гертруде Стайн. Источник: Beinecke Rare Book and Manuscript Library
Отрывистый,стремительный характер почерка,по словам Макнайт,предполагает,что Пикассо«позволяет себе необдуманные высказывания». Его манера говорит об отсутствии цели,добросовестности и «осторожных,рассчитанных штрихов», которые можно увидеть в почерке Микеланджело. «Он торопится излить свои мысли на бумагу,и его ум работает очень быстро», — поясняет эксперт. Она добавляет,что,судя по почерку,Пикассо тогда испытывал оптимизм.
Как и О’Киф,художник перечёркивал свои буквы t длинными линиями,которые проявляют в нём«определённую харизму,уверенность и массу эмоциональной энергии». Кроме того,форма его букв T может указывать на упрямство,тогда как M и N — на интеллект.
Мастер эпохи Возрождения Микеланджело написал письмо из Рима в июне 1508 года,когда начал работу в Сикстинской капелле. Оно отправлено во Флоренцию,его отцу Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти ди Симони. Своим аккуратным,почти каллиграфическим почерком художник заверяет родителя,что слухи о его смерти ложны,а также жалуется,что папа Юлий II,на которого он тогда работал,не платит ему уже больше года.
Макнайт отмечает«художественную,почти музыкальную» природу почерка Микеланджело и указывает на чёткие,словно по линеечке,строки,что можно рассматривать как признак стабильности.
Множество разрывов в словах и между буквами может быть признаком высокоразвитой интуиции. Кроме того,замысловато выписанный текст указывает на способность художника сосредоточиться.
Слева: Даниэле да Вольтерра,«Портрет Микеланджело Буонарроти»(1544). Метрополитен-музей,Нью-Йорк
Письмо Микеланджело своему отцу,июнь 1508 года. Фото: The Print Collector / Getty Images
«Многие буквы в конце слов заканчиваются штрихами под углом в 45 градусов,что ярко демонстрирует мужественный склад ума или тип мышления,который не видит проблем,лишь только решения», — заключает графолог.