button-pro-crown
PRO accounts for artists
check
Sales via Facebook and Instagram store
check
No ads on web pages
check
Artworks mailing lists
check
Sales of reproductions and digital copies
Leggi di più
button-pro-crown
PRO accounts for artists
arrow-toparrow-down
check
Sales via Facebook and Instagram store
check
No ads on web pages
check
Artworks mailing lists
check
Sales of reproductions and digital copies
Leggi di più

Загадки одного из знаковых персонажей Пикассо раскрывает музей в Испании

Этот персонаж предстаёт перед нами в шляпе Арлекина, но почему-то в наряде циркового артиста. Собственной внешностью он озабочен больше, чем общением со зрителями. Используя высокотехнологичные тесты, Музей Тиссена-Борнемисы в Мадриде раскрыл любопытную историю «Арлекина с зеркалом» (1923) — одной из самых известных работ Пабло Пикассо.
Загадки одного из знаковых персонажей Пикассо раскрывает музей в Испании
Результаты всестороннего научного анализа картины представлены в рамках празднования 25-летия основания музея.
«Арлекин с зеркалом» — это идеальный выбор, чтобы продемонстрировать красоту и историческую значимость коллекции музея. Этот персонаж итальянского комического театра был самой долгосрочной и самой личной одержимостью Пикассо на протяжении почти семидесяти лет его карьеры. Арлекин часто выступал в качестве альтер-эго художника, когда тот творчески переосмысливал повседневность.
Среди десятков Арлекинов, которых Пикассо написал и выгравировал с 1905 года и до конца своих дней, «Арлекин с зеркалом» занимает особое место. Он отражает один из самых значительных моментов карьеры художника.
В первую очередь в этой фигуре бросается в глаза необыкновенное изящество. Она заполняет большой холст, её силуэт, торс, черты лица и руки тонко очерчены. «Таким образом в начале 1920-х Пикассо сделал отсылку к хрупким фигурам своего „розового периода“ и собственному шаткому положению в мире искусства двадцатью годами ранее. Но к 1923 году Пикассо уже был известен во всем мире», — пишет The Wall Street Journal.
Загадки одного из знаковых персонажей Пикассо раскрывает музей в Испании
Загадки одного из знаковых персонажей Пикассо раскрывает музей в Испании
Загадки одного из знаковых персонажей Пикассо раскрывает музей в Испании
Загадки одного из знаковых персонажей Пикассо раскрывает музей в Испании
Загадки одного из знаковых персонажей Пикассо раскрывает музей в Испании
На этой картине юноша изучает себя в зеркале, поправляя двууголку. И тут возникает неопределённость: шляпа указывает на Арлекина, но одежда не соответствует этому персонажу — на герое блестящий лавандовый наряд из тех, что носят цирковые артисты, а не традиционный костюм «в ромбик». Очевидно, это нечто большее, чем традиционный образ.

Чтобы узнать историю эволюции картины реставраторы применили весь доступный сейчас арсенал — рентгеновские лучи, инфракрасную рефлектографию и химический анализ пигментов. Благодаря тому, что Пикассо использовал свинцовую краску, видимую под рентгеном, эксперты смогли точно определить, как проходила работа. В отличие от многих художников, которые наносили контуры композиции на холст карандашом, а лишь затем брали кисть, Пикассо проявил больше уверенности. Он свободно набросал фигуру коричневым пигментом, далёким от окончательных цветов на картине. Хотя значительная часть первоначального рисунка осталась в завершённой работе, два момента были коренным образом изменены. И оба относятся к трактовке Арлекина.
Изначально герой так же держал зеркало в правой руке, а левой поправлял шляпу. Но вся фигура была написана в совершенно ином стиле. Вместо гладкого двумерного лица, рук и торса художник намеревался представить трёхмерное изображение. Этот «скульптурный» образ соответствовал его увлечению римским искусством и интересу к возрождению классических традиций, запрос на которые преобладал на европейской художественной сцене после хаоса Первой мировой войны. Однако в конечном итоге Пикассо отказался от первоначальной идеи. Вместо этого он решил напомнить своих арлекинов «розового периода» и выбрал костюм, который отсылает ко множеству других персонажей.
  • Радиографический снимок «Арлекина с зеркалом». Фото: museothyssen.org
  • Инфракрасная фотография «Арлекина с зеркалом». Фото: museothyssen.org
Рентген показал, какие изменения Пикассо сделал в позе Арлекина. Сначала ноги героя были раздвинуты, и зрителю открывалась его промежность. Массивная фигура вступает в конфронтацию с нежными жестами и спокойным выражением. Несомненно, Пикассо использовал позу из написанной тогда серии женщин, поправлявших волосы. С самого начала он наполнил этот образ Арлекина конфликтами и противоречиями. Сейчас мы бы назвали это гендерной путаницей.

Затем Пикассо переместил левое бедро Арлекина в закрытую позицию и сильнее подчеркнул изгиб его торса. Вместе с тонко очерченными пальцами, глазами, носом и ртом это добавило образу деликатности. Несмотря на большие размеры, окончательный Арлекин стал воплощением хрупкости фигур «розового периода», а не возрождением классических традиций.
  • Картина Пикассо «Семья Арлекина» (1905), относящаяся к «розовому периоду»
  • Картина «Акробат и молодой Арлекин» (1905), относящаяся к тому же периоду
Герой этой работы не похож на Пикассо (хотя рентгеновские снимки показывают, что художник писал автопортрет). Тем не менее, каждого из своих арлекинов мастер в некотором смысле соотносил с самим собой. В «Арлекине с зеркалом» реставраторы открыли противоположные концепции, которые Пикассо вкладывал в эту фигуру. Они воплощают те сомнения, которые овладевали живописцем в течение того года. Критическая самооценка этого Арлекина, похоже, отражает беспокойство Пикассо от столкновения с противоречием между его успехом и увлечением дадаизмом и сюрреализмом. Эти новые движения перевернули его привычный мир и вдохновили на критическое самоанализ.
Результаты реставрации и технического анализа картины представлены в специальной экспозиции в Музее Тиссена-Борнемисы, которая продлится до 11 сентября 2017 года.
Opere consigliate
George Alexandre Vagan. Natbrmort of uveta and apricot
Natbrmort of uveta and apricot
40×30 cm
$250
Originale
Polina Razumova. Still life with grapefruit
  • Pubblicità
Still life with grapefruit
2022, 35×25 cm
$41
Originale
Alexei Vladimirovich Shevchuk. Mesmerizing to look at
  • Pubblicità
Mesmerizing to look at
70×70 cm
$369
Copy
Olga Shatskaya. Queen
  • Pubblicità
Queen
Luglio 2022, 90×60 cm
Polina Razumova. Home in the woods
  • Pubblicità
Home in the woods
2024, 24×18 cm
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме
По материалам официального сайта Музея Тиссена-Борнемисы и wsj.com
Pittori citati nell'articolo