button-pro-crown
PRO accounts for artists
check
Sales via Facebook and Instagram store
check
No ads on web pages
check
Artworks mailing lists
check
Sales of reproductions and digital copies
Leggi di più
button-pro-crown
PRO accounts for artists
arrow-toparrow-down
check
Sales via Facebook and Instagram store
check
No ads on web pages
check
Artworks mailing lists
check
Sales of reproductions and digital copies
Leggi di più

Музей Эшера в Гааге обвинили в демонстрации копий работ художника

Голландский художник Мауриц Корнелис Эшер был мастером иллюзии. Он известен своими сложными математически выверенными рисунками, гравюрами и литографиями. Его работы выставляются по всему миру. Однако вокруг одной из главных галерей — Музея Эшера в Гааге, — похоже, разгорается вовсе не иллюзорный скандал.
Музей Эшера в Гааге обвинили в демонстрации копий работ художника
Куратор Фонда Эшера Марк Фелдхайсен (Mark Veldhuysen) обвинил голландский музей в том, что тот выставляет не оригиналы ошеломляюще замысловатых чёрно-белых работ, а главным образом репродукции.
Фонд Эшера в 1968 году создал сам художник за четыре года до смерти, чтобы защитить собственное наследие. Музей Эшера в Гааге открылся в 2002 году. Он находится в здании дворца XVIII века, где некогда проживала королева Эмма.
«Последние 13 лет публику обманывали», — заявил агентству AFP представитель Фонда Марк Фелдхайсен.

Он признал, что многие работы Эшера напечатаны на хрупкой бумаге и нуждаются в реставрации. И нет ничего страшного в том, что одну-две работы на время восстановления заменяют репликами. «Но только в этом случае они должны вывешивать рядом уведомление, что это не оригинал», — добавил он. По словам Фелдхайсена, таких сообщений в Музее Эшера в Гааге нет.
«Это всё равно что прийти в Государственный музей в Амстердаме, чтобы посмотреть на „Ночной дозор“ Рембрандта, о котором говорят, что это — оригинал, а на деле он написан в Китае», — возмущается представитель Фонда.
Фелдхайсен несколько раз направлял свои жалобы руководству музея, и теперь Фонд пытается урегулировать ситуацию с помощью муниципальных властей, в чьём ведении находится галерея.

«Они сдают в аренду экспонаты из своей оригинальной коллекции, а сами выставляют подделки. Но при этом не предупреждают публику, что очень странно», — возмущается куратор Фонда.
Мауриц Корнелис Эшер, который родился в 1898-м и умер в 1972 году, был одним из самых известных худо

Мауриц Корнелис Эшер, который родился в 1898-м и умер в 1972 году, был одним из самых известных художников-графиков XX столетия. Его шедевры полны оптических иллюзий, которые бросают вызов гравитации. Это пространства «шиворот-навыворот», где потолки становятся полами и ничто не является тем, чем кажется.

Слева: Мауриц Корнелис Эшер, «Автопортрет в зеркале»

Одна из его самых знаменитых картин, «Восхождение и нисхождение» (1960), изображает две вереницы людей, которые бесконечно бредут вверх и вниз по четырём пролётам лестницы, не имеющей начала и конца. Эта литография
Литография наряду с монотипией относится к группе техник плоской печати, но на этом их сходство практически заканчивается. Литография появилась в 1796-м или 1798 году, благодаря Иоганну Алоизу Зенефельдеру, типографу из Мюнхена. Изначально отпечаток снимался с рисунка на каменной – обычно известняковой – плите, откуда и пошло название этого способа (от др.-греч. λίθος «камень» + γράφω «пишу, рисую»). Ныне вместо литографского камня используются цинковые или алюминиевые пластины, которые легче обрабатывать.
Читать дальше
, одолженная голландским музеем, сейчас является одним из экспонатов передвижной выставки «Удивительный мир Маурица Корнелиса Эшера». До конца прошлой недели она находилась в Эдинбурге, а в следующем месяце выставка откроется в Галерее Далиджа в Лондоне, где пробудет до 16 января.
Музей Эшера не откликнулся на просьбу AFP о комментарии. Однако директор галереи Бенно Темпель (Benno Tempel) ранее заявил голландской газете de Volkskrant, что удивлён критикой Фелдхайсена.
«Фонд утвердил лицензионный договор, заявив, что мы можем сделать репродукции. И на входе [в музей] есть сообщение об использовании репродукций», — пояснил он.
  • Мауриц Корнелис Эшер, «Лужа»
  • Мауриц Корнелис Эшер, «День и ночь»
Recommended exhibitions and views
А вот куратор Фонда Эшера утверждает, что журналисты, которые были в музее, не смогли найти никаких уведомлений. К тому же наличие общего уведомления недостаточно: публика должна знать, какие именно работы были созданы не Эшером.
По материалам artdaily.com и cbc.ca. Главная иллюстрация — фрагмент «Автопортрета в сферическом зеркале» Маурица Корнелиса Эшера.