войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

Внезапный летний ливень над мостом Охами в Атакэ. Серия "100 знаменитых видов Эдо"

Утагава Хиросигэ • Гравюра, 1857, 33.8×22.1 см
Комментарии
0
О работе
Вид искусства: Гравюра
Сюжет и объекты: Пейзаж, Жанровая сцена
Стиль: Укие-э
Техника: Ксилография
Материалы: Бумага
Дата создания: 1857
Размер: 33.8×22.1 см
Работа в подборках: 41 подборка

Описание работы «Внезапный летний ливень над мостом Охами в Атакэ. Серия "100 знаменитых видов Эдо"»

«Внезапный ливень над мостом Охаси в Атакэ» - одна из двух гравюр Хиросигэ, получивших широкую известность благодаря Ван Гогу. А точнее, его копиям ксилографий японского мастера (1, 2). Как и в случае с «Цветущим сливовым садом в Камейдо», «Мост под дождем» кисти Ван Гога является не копией листа авторства Хиросигэ, а скорее его авторской интерпретацией.

Эта гравюра входит в самый известный цикл Хиросигэ «Сто знаменитых видов Эдо» (под номером 52). Серия создавалась в течение трех лет: с 1856 по 1858 годы, но скомпонована она не по дате отпечатывания листов, а по сезонам, на них изображенным. «Внезапный ливень» относится к летнему блоку, соответственно, события на гравюре разворачиваются летом.

Мост Охаси (в переводе с японского – «большой», «великий») соединял берега реки Сумида, протекающей через Эдо. Деревянное сооружение было возведено в 1694 году и прослужило почти два века, пока его не заменили в 1885 году. Удивительно, но он пережил землетрясение 1855 года и последовавшие за ним пожары. Эти бедствия уничтожили многие здания, которые потом были вновь отстроены. Некоторые из них изображены на листах серии Хиросигэ «Сто знаменитых видов Эдо», и, по одной из версий, его целью было привлечь внимание жителей города к процессу его восстановления.

Внезапные летние ливни становились частым предметом изображения на гравюрах укиё-э. Такой, как на этой ксилографии, Хиросигэ называл «белым» - возможно из-за того, что его пелена настолько густая, что кажется сплошной, непроглядной, почти осязаемой. Чтобы передать этот образ, мастер использует сложную для вырезания на деревянной доске технику множества тонких пересекающихся линий.

Хиросигэ применяет здесь еще одну непростую для выполнения в ксилографии технику бокаси, что означает градиент, то есть плавный переход цвета (в нижней части листа). Эту особенность, к слову, чуть менее чем полностью игнорирует Ван Гог на своих версиях работ мастера (что, впрочем, немудрено, поскольку она едва вписывается в его фирменный стиль раздельных, четких мазков).

Тяжелая туча, извергающая потоки воды, спешащие скорее спрятаться от дождя люди, плывущая в убежище лодка – все это придает изображению ощущение движения. И хотя изобразительная техника укиё-э далека от реализма и иногда скорее напоминает мультипликационные кадры, образ летнего ливня, созданный Хиросигэ, очень выразительный. И правдоподобный настолько, что, кажется, даже слышишь его шум. Мастеру в целом особенно хорошо удавалось передавать разные состояния природы, благодаря чему он заработал титул «художника дождя, снега и тумана».

Автор: Наталья Азаренко
Комментарии