Смотреть фильм Тима Бертона Большие глаза художникам, критикам, да вообще всем, интересующимся изобразительным искусством, - a must)
Хорошая режиссура, великолепная актерская игра. Но я не об этом, а о проблеме арт рынка. Через призму 50-х, актуальную тогда, всегда, и, конечно, сейчас.
Отбросив вопросы феминизма и сантиментов,коснемся вопроса пиар-менеджмента в пластическом искусстве, который тогда, в далекие 50-е только зарождался. Ведь сравнительно недавно появились институты арт-менеджмента, в то время их не было.И в этом плане главный герой Уолтер - просто талантливый самородок.Начав с того, что он получил согласие жены выставлять ее работы от своего имени( мотив: созданные автором-мужчиной имеют больше шансов на успешную продажу). Но у Уолтера такое решение не из чувства сексизма, а из отменного чувства конъюнктуры). Из открыточных работ художницы средней руки он сделал "БОЛЬШОЕ ИСКУССТВО" с Большими глазами. А вернее, открыл глаза публике, подыграл ей,сумел создать легенду, опирающуюся на трудное детство берлинских детей, художественное парижское прошлое и дамскую чувствительность.Поставил на поток продажу постеров, и здесь проявил виртуозность бизнесмена, подсчитав барыши, превышающую выгоду в разы!
Что тут слабый голос искушенного эксперта,кричащего с газетных страниц о безвкусице и бездарности, когда мощная машина пиара двинулась вперед, ведя к роскошному дому на берегу моря, гавайской мечте и полному финансовому благоденствию.
Даже вспоминается Пикассо( кстати, в сюжетной канве и, конечно, не случайно его имя упоминает хозяин кафе, где Уолтер начинает свой арт-бизнес). Ведь великий Пабло тоже в одном из интервью откровенно сказал, что искусство, в новых "измах" , изобретенных им, позволило дурачить сиятельных покупателей и разбогатеть.Правда, на работах, созданных им самим.
Учитывая, что жена главного героя, художница Маргарет начинала свою карьеру с уличных продаж за доллар, можно сказать, что цель Уолтера вполне оправдала средства.
И даже в финале фильма,открывшем публике глаза на реальные большие глаза и их истинного создателя, разоблаченный лжец выходит победителем. А Маргарет Кин подписывает контракт на поставку 100 работ. Поистине, бизнес не знает покоя ни днем, ни ночью.

Людмила КУЛИКОВА