Фильм режиссера Питера Веббера «Девушка с жемчужной сережкой»( 2003) - об одноименной картине Вермеера и любви к искусству , рождающей влечение душ.
Я не о банальной фразе – «влеченье душ рождает дружбу, влеченье ума – уважение, влеченье тел – желание – и все вместе рождает любовь». Это попытка аналитики, поиск формулы. А там, где чувственное восприятие и умственный расклад идут вкупе - трудно анализировать, а тем более уложить в формулу.
Британский режиссер пытается прикоснуться к любви духовной, рождающей единение душ, и охватившей целиком и полностью художника Яна Вермеера Дельфтского(актер –Колин Ферт), писавшего бытовые сценки и вошедшего в историю как бытописатель, автор городских видов.
На дворе – 1665 год. Голландия, город Дельф.
В большой семье с шестью детьми, рыжеволосой женой Катариной, рожавшей чуть ли не каждый год, и ее строгой и суровой матерью, живет художник Ян Вермеер. Единственная страсть мастера - Живопись. Она поглощает его целиком, отстраняя от семьи, неспешной жизни и налаженного быта уютного голландского дома. Впрочем, картины приносили неплохой доход. Вермеер слыл экспертом в вопросах искусства, выполнял заказы состоятельных горожан. В его храм – мастерскую с высокими голландскими окнами c замысловатой решеткой, мольбертом и красками, камерой-обскурой во время работы не дозволялось заходить никому.
Жизнь в Дельфе шла своим чередом: горожане ходили на рынок,брали воду из канала, готовили блюда в сияющих медных котлах, начищенных речным песком, а полотняное белье развешивали прямо во дворах. Но однажды в дом дельфского художника вошла 16-летняя девушка-служанка ( роль тонко сыграна Скарлетт Йохансон). Зайдя в мастерскую живописца, чтобы сделать уборку, она вошла и в его мир, очутившись в храме, где обитал творец и рождалось таинство. Только постичь таинство дано не каждому. Впервые в жизни мастера появился человек, которого не интересует живопись как заказ, или предмет купли-продажи, приносящий гульдены, на которые красавица-жена приобретала дорогие украшения. Юная Грит открыла для себя новый мир,не менее изысканный, в котором жил и творил художник, где облака многоцветны, где на полотнах – свет и воздух, а краски, растираемые вручную, живут своей жизнью.
Жизненная драма зиждется на тонкой грани добра и зла. Рядом с чистотой - пошлость А духовное и высокое сталкивается с обычной земной грязью, которой хозяйская дочка вымазывает чистые простыни, выстиранные горничной, и Грит приходится отбиваться от похотливых притязаний влиятельного  заказчика Ван Рёйвена. Но рядом – добрый и любящий сын мясника Питер и сам художник, благородный и тонкий,обретший в лице юной помощницы не просто натурщицу, но музу.
Притягательность портрета – не только в живом образе обаятельной юной девушки, в нем растворились две души, - Мастера и его Модели.
Фильм прекрасно поставлен,отличные типажи и актерская игра. Декорации, костюмы, атмосфера голландского городка передают эпоху, когда процветал бытовой жанр, бюргеры хотели быть увековеченными на полотне и в обыденном находили поэтичную красоту обычных вещей, а художник выполнял своего рода роль историографа эпохи.

Людмила КУЛИКОВА