Аукционистом Олдменом ( фильм режиссера Джузеппе Торнаторе «Лучшее предложение», в роли Олдмена- Джеффри Раш) двигала одна, но всепоглощающая страсть – любовь к Искусству.Именно она подпитывала его виртуозное умение совершить сделку так, чтобы с помощью «коллеги по цеху» приобрести на торгах «по дешевке» очередной живописный шедевр, поместить в своей таинственной комнате- сокровищнице и любоваться, удалясь от людей, жизни и меркантильной реальности. Эфемерная любовь к живописным ликам красивых женщин, смешанная с педантизмом. Впрочем, неприязнь к меркантильности не мешала ему жить в роскошных апартаментах с изысканной итальянской мебелью и гламурными светильниками Visionnaire.
Современный эстет в духе Оскара Уайльда. От нечистоплотности быта он ограждался перчатками. Для них даже отведена специальная ниша.
Все бы так и шло, если бы не интрига сюжета. Это не детективная история, связанная с исчезновением и возвращением «Святого Луки», а тонкая психологическая игра, когда молчаливая, полуосознанная любовь переходит тонкую грань, прикоснувшись к реальности. А пожилого педанта, обитающего в стерильных апартаментах с белоснежными стенами, заставили прикоснуться к житейской грязи. Холодно, продуманно и цинично. Играя как на нотах его единственной страстью - любовью к искусству и роскоши. Для него создали предмет любви и поместили в антураж – старинный обветшавший особняк с антикварными богатствами. В продуманную, виртуозную и жестокую игру его погружали постепенно, – заставив выслушать по телефону голосок таинственной, одинокой и беззащитной девушки, которая не может приехать к эксперту из-за боязни открытого пространства; проникнуться ее душевными качествами,когда Олдмен был «случайно» сбит на обочине в сильный ливень прямо у входа в замок, из которого та же несчастная девушка выбежала к нему на помощь, и, наконец восхититься её физической красотой. Ведь Олдмен - рафинированный эстет, воспринимавший прекрасное визуально.
Тонкий эксперт, он смог отличить подлинник от фальшивки. Ему казалось, что смог. Но он не увидел чудовища за ликом прекрасного «ангела». Ведь там, где сплетаются эмоцио и рацио – первое часто выигрывает в силу того, что оно необъяснимо. Где уж тут до педантичного рационализма и скрупулезной системы каталога, где все по пунктикам - они отступают. Ведь фильм не про то, какой он профи, а о том, как чист. Потому что способен любить. И подсознательно ждать реальной любви, погружаясь в иллюзию, которую создает искусство.
А реальность отомстила Олдмену жестокой иронией. Как Чехову, писавшему о банальной людской пошлости и совершившему последний путь в грузовом вагоне... Так и «лучшее предложение» обернулось «последней сделкой». Не в его пользу.

Людмила КУЛИКОВА