Original   Auto-Translated
Среди биографических фильмов о художниках не так уж много обладателей крутых кинопремий. Фильм французского режиссера Жиля Бурдо «Ренуар» участвовал в программе «Особый взгляд» Каннского фестиваля, номинировался на «Оскар» как лучший иностранный фильм и на премию Сезар в 4 категориях. Награду получил, правда, только в одной – за лучшие костюмы.
О костюмах
Для художницы по костюмам Паскалин Шаванн это была первая награда, заслуженная и оправданная, конечно. Ей удалось создать костюмы, которые, смотрятся оммажем самому Ренуару, его палитре, нарядам его героинь, но при этом могут запросто послужить источником вдохновения для десятка летних отпускных луков современной модницы.
Все эти шляпы, тонкие батистовые блузы, узоры на терракотовых юбках, вышивки на рукавах и поясах складываются во впечатляющую дизайнерскую коллекцию и не производят впечатления произвольной выборки из пыльной театральной гардеробной, как это бывает иногда с костюмами к историческим фильмам.

Возмущает только одно: как можно было обойти наградой работу оператора, который через все эти рюши на блузах пропускал солнечный свет и заставлял их светиться.
О свете
Тайваньский кинооператор Марк Ли Пинбин, говорят критики, в десятке лучших в современном кинематографе. И достаточно посмотреть «Ренуар. Последняя любовь», чтобы понять, почему. Фильм можно нарезать на отдельные кадры и любоваться цветом, светом, композицией, лицами и телами. История о больном художнике получилась такой щемящее солнечной и пронзительно летней: в деталях, в травах, в водопадах, пикниках, больших окнах. В контрасте обезображенных лиц солдат и невероятно красивой рыжеволосой натурщицы, в контрасте мучительных движений старого Огюста Ренуара, цепляющегося за живопись как за спасение, и вечных, жизнерадостных, сиестовых пейзажей проступают неожиданные смыслы: утекающая сквозь пальцы жизнь, оправдание которой удается находить, только пока работаешь.
О Ренуаре
История, рассказанная в фильме, охватывает события всего одного года - 1915. Огюст Ренуар уже не ходит и передвигается в инвалидном кресле, ему 74 года, стены его дома увешаны картинами. Европа охвачена войной – и два его старших сына ранены, жена недавно умерла. Младшему сыну Клоду всего 14 – и он растет сам по себе, бунтует и грубит, злится от того, что матери больше нет, а отец такой дряхлый.

Роль Ренуара исполнил французский актер Мишель Буке – и если бы не эта блестящая актерская игра, Ренуар получился бы совсем пресным, этаким героем школьного учебника. Потому что добрая половина его слов в фильме – цитаты из книги сына художника Жана Ренуара, причем отобранные как будто для сборника «Цитаты великих о жизни и творчестве», безжизненные и назидательные. А потому лучше сцены – те, в которых Ренуар молчит: пишет, страдает от боли, любуется юной натурщицей Катрин Гесслинг, с ужасом и стыдом машет руками на сына, случайно увидевшего его беспомощным во время купания в ванной.