Илларион Прянишников (
Илларион Михайлович Прянишников
), «В ожидании шафера», 1891 г. - эта картина одна из жемчужин Серпуховского историко-художественного музея, в котором, к слову, очень солидная коллекция: в 1920-м в ее основу легло собрание местных купцов и текстильных магнатов Мараевых, а сам музей расположился в их доме. И, конечно, это одна из самых любимых картину у посетителей. Удивительно точно схвачены и характеры, и бытовые подробности. Между тем, именно из-за этой картины художника-передвижника Прянишникова современники критиковали. А он из этой критики, которую считал несправедливой, очень страдал. 

Картина эта экспонировалась на выставке передвижников в 1891 году. После премьеры в журнале «Артист» вышла статья, в которой утверждалось, будто Прянишников написал свое полотно под влиянием французского художника Паскаля Даньян-Бувре (
Паскаль Адольф Жан Даньян-Бувре
): двумя годами ранее тот как раз приезжал с выставкой в Москву - и это единственная улика. 

У француза есть картины с молодоженами (вторая и третья иллюстрации в нашей подборке), но много ли у них общего с полотном Прянишникова? Сюжет, внимание к деталям, психологическая достоверность? Так это у любого хорошего художника встретишь.