Иштван (во Франции известный как Этьен) Шандорфи (венг. Istvаn Sаndorfi) - венгерский живописец-гиперреалист. Мастер покинул этот мир почти десятилетие тому, а в 2016 году работы художника снова стали активно появляться на виду у публики. Осенью 140 картин Иштвана Шандорфи показывали в Барселоне (Museo Europeo de Arte Moderno (MEAM) de Barcelona) - посмотрите видеоролик выставки, оцените волнующие моменты. В экспозиции разместили также скульптуры и множество личных вещей художника – от рисовальных принадлежностей до фотопроектора, который он использовал для работы. Организаторы выставки особо отмечают, что стоит чаще вспоминать и выставлять работы недавно ушедших мастеров: парадоксально то, как успешный, известный и оригинальный художник, который часто выставлялся при жизни, оказался не в ротации на арт-рынке в наши дни. Конечно, личность, которая творит историю «здесь и сейчас», имеет наибольшее значение для современного искусства. Однако и работы сами по себе – очень стоящие.

Художник родился в Будапеште 12 июня 1948 года, а покинул этот мир в 2007 году в Париже. В 1956 году из-за коммунистических репрессий его семья эмигрировала сначала в Западную Германию, а затем во Францию. Политические события оставили глубокий и неприятный след в душе юного Иштвана. Уйти от тяжких воспоминаний ему помогло рисование. С 12 лет он уже начал рисовать масляными красками и так увлёкся этим занятием, что живопись стала его главной страстью - даже в ущерб обучению.
Свою первую персональную выставку юный Шандорфи провёл в 17 лет, учась в средней школе. Состоялась она в небольшой галерее в Париже. Его вторая выставка в 1966 стала решающей для выбора «дела жизни», а также способа воплощать свое видение реальности: Иштван сосредоточился исключительно на живописи.
Надо сказать, что первое время удача и коммерческий успех отвернулись от молодого художника, поэтому его отец решил устроить Иштвана сначала в Школу изящных искусств, а затем и в Школу декоративных искусств. Это дало ему новые возможности: более престижный статус, чем просто «свободный художник - самоучка», а также финансовую независимость - у Иштвана появились заказы.
Первый весомый успех и признание к Иштвану Шандорфи пришли в 1973 году, когда он провёл большую выставку в Музее современного искусства в Париже. После этого последовали приглашения устраивать экспозиции в престижных выставочных залах Франции, Германии, Бельгии и США.
На протяжении пятнадцати лет Иштван написал ряд крупномасштабных автопортретов, которые выглядели театрально и довольно агрессивно. Из-за них художник обзавелся неоднозначной репутацией «художника, который рисует, как убийца». Реального успеха у публики и критиков Шандорфи удалось достичь лишь с 1988 года, когда художник сумел переломить себя и отойти от создания слишком провокационных изображений. В то же время он сконцентрировался на совершенстве своей техники, и именно это в дальнейшем дало свои плоды.
Работы художника охотно выставяли галереи Парижа, не остались равнодушными и зрители в Брюсселе, Копенгагене, Нью-Йорке, и, в последние годы жизни мастера, родного Будапешта. Его коммерческие интересы в разные периоды эксклюзивно представляли различные галереи (сотрудничество всегда было многолетним), участвовал Иштван Шандорфи в Armory Show (1988). «Вопиющий гиперреализм» художника мог шокировать, волновать, удивлять, и, порой – отталкивать. Художник всегда привносил свое видение эмоционального поля. Жесты, позы, выражения лиц… Даже простые предметы на его натюрмортах, такие, как бутылки и фрукты, выступая из эфемерности красочного тумана, тревожат зрителей.
Добавим пару интересных фактов из творческой жизни мастера.
Будучи изначально художником-самоучкой, Шандорфи с детства не доверял тому, чему и как учат в учебных классах, поэтому оставался верным только своим личным вкусам и убеждениям. Работать он предпочитал ночью, но каждый день ложится спать позже, чем за день до этого, в связи с чем жил по, фактически, вечно отстающему времени, что в свою очередь практически изолировало его от какой-либо социальной среды. Иштвану Шандорфи удалось, однако, не отгородиться от семьи, а преподнести эту свою позицию и семейному кругу (в частности, двум своим дочерям - Анж и Еве, которых часто можно увидеть на работах мастера). Может быть, такой ритм и распорядок жизни стирал его личную границу в ощущениях «дня-ночи-света-тени»? На творчестве это, очевидно, отразилось.
Умер Иштван Шандорфи после непродолжительной болезни 26 декабря 2007 года. Согласно завещанию, похоронен в Будапеште.

Подготовил Александр Шапран