До 28 декабря 2016 г. в брюссельской галерее «Темплон» (Galerie Templon) проходит выставка культового для стиля поп-арт и движения «нарративной фигурации» художника Валерио Адами (Valerio Adami). Этот современный итальянский художник, живущий во Франции - яркий и оригинальный мастер, легендарная личность. В биографии Адами – учеба в Академии Брера в Милане, встреча с Оскаром Кокошкой в Внеции, экспозиция на Венецианской биеннале и ее каталог с предисловием классика латиноамериканской литературы Карлоса Фуэнтеса… Добавьте выставки в самых престижных музея мира, включая парижский Центр Помпиду, влияние живописи Адами на философов и писателей, таких, как Итало Кальвино, - и оцените масштаб этого мастера, любуясь его работами.

И не стоит пугаться нагромождения терминов в определении стилистики творений Адами. Художники-бунтари 60-х решили сделать поп-арт по-настоящему социальным и «народным искусством», понятным каждому, сплавив веяния современности - от комиксов до рекламы, - и классические каноны мастерства. В подаче Валерио Адами эти идеи выглядят выразительно и ярко.

Художник родился 17 марта 1935 в г. Болонья. Он начинал учиться искусству живописи под руководством художника Феличе Карена, в 1951 году поступил в миланскую Академию изящных искусств Брера, и начал свое творческое «путешествие по стилям». В Академии Адами обучался под руководством неоклассициста Ахилле Фуни. В 1955 году Валерио переезжает в Париж, попадает под творческое влияние таких мастеров-сюрреалистов, как Роберто Матта и Вифредо Лам. Свою первую персональную выставку Адами организовал в 1959 г. в Милане, причем его первые работы были написаны в экспрессивной манере, в стиле комикса.
К началу 60-х годов Валерио находит свою собственную, оригинальную и узнаваемую манеру живописи, источником которой являлся, как отмечают, французский клуазонизм. Он участвует в выставках, которые характеризуют как «французский ответ на американский поп-арт». Во второй половине 1960-х Адами создаёт большую серию социально-критических по содержанию картин для нью-йоркского отеля «Челси» (Chelsea Hotel). Позже, в 1968 году, эти работы были представлены им на биеннале в Венеции. А материал каталога для этого собрания написал классик латиноамериканской литературы Карлос Фуэнтес.

Четкость линий и «знойные» краски – то, что отмечают в работах художника. Что ж, на фоне студенческих бунтов и популярности левых идей в Западной Европе в конце 60-х, Валерио посетил Кубу, Венесуэлу и Мексику, что в дальнейшем отразилось не только на колористике работ, но и на его мировоззрении. Вот что пишут о характеристике художественного направления, одним из лидеров которого считают Адами: «Движение «Нарративная фигурация» («Figuration narrative») или «Повествовательное изображение» одновременно возникло во Франции и Италии… Европейские художники хотели сделать поп-арт по-настоящему популярным, народным, демократическим искусством. И даже больше – средством политической борьбы». Настенная реклама, иллюстрация, комиксы, в сочетании с классической живописью и скульптурой, в исполнении адептов движения получили самую неожиданную переработку.

К концу 70-х годов Валерио Адами стал известным и признанным лидером западного постмодернизма в живописи. Его работы стали своего рода ориентиром и объектом философской рефлексии, оказавшей влияние на целую плеяду философов, таких, как Жак Деррида, Мишель Онфре, Юбер Дамиш, Жан-Франсуа Лиотар. А под влиянием его «литературной живописи» создавали свои произведения такие известные писатели, как Карлос Фуэнтес, Октавио Пас, Итало Кальвино...
Вообще, живопись - не единственное кредо художника. Так, в 1971 году, он вместе со своим братом Джанкарло создал фильм Vacances dans le Desert. А в 1974 году, в соавторстве с немецким поэтом Гельмутом Гейсенбюттелем, издал поэму «Das Reich» с 10 своими литографиями.

Валерио Адами является кавалером ордена Почётного легиона. В 2005 году он создал «Европейский фонд Адами» (Fondazione europea del disegno — Fondation Adami), который занимается как творческим наследием художника, так и изучением законов графического искусства и его преподавания.
Самая первая большая ретроспективная выставка работ мастера прошла с огромным успехом в 1970 году в Париже, в Музее современного искусства. В 1985, к его пятидесятилетнему юбилею, была приурочена большая ретроспективная экспозиция в Центре Помпиду, которая а затем «переехала» в Палаццо Реале в Милане.
Произведения Валерио Адами выставлялись в известных музеях и галереях Токио, Тель-Авива, Валенсии, Сиены, Бохума, Буэнос-Айреса, Флоренции, Афин, Локарно, Майами, Валенсии. В 2011 его работы были представлены в итальянском павильоне Венецианской биеннале.
Самые известные работы Валерио Адами - две монументальные картины в павильоне парижского Аустерлицского вокзала и росписи в фойе театра Шатле в Париже.
Мы же с вами заглянем на выставку легендарного мастера: на видео из Galerie Templon он сам рассказывает о своих работах. Смотрим и восхищаемся пластикой четких линий, которые выстраиваются в ясную, будто даже музыкальную гармонию.

Подготовил Александр Шапран