Регистрация
772
Загадки знаменитых картин
249 участников 5 тем Администратор: Наталья Кандаурова
               
               
«Когда история картины похожа на детектив»
Написать пост
Обсуждения

Наша читательница Евгения Усова спрашивает:

- Хотела бы задать вопрос, кающийся картины Гюстава Кайботта "Мост Европы". Я учусь на факультете искусств в Германии, на одной из недавних лекций профессор озвучил мысль, что дама в черном платье, идущая чуть позади господина в цилиндре, не его спутница, а проститутка "на работе". Но существует эскиз картины, где те же персонажи идут рядом. Скажите, на ваш взгляд, можно ли это интерпретировать как изменение первоначального замысла этой сюжетной группы? Я задам этот вопрос и лектору, но так хочется поскорее узнать профессиональное мнение. Благодарю за внимание и надеюсь на ответную депешу)). Евгения


На вопрос отвечает автор Артхива Анна Сидельникова:

- Евгения, на ваш вопрос трудно ответить однозначно, но мы постараемся посмотреть на возможные смыслы, присутствующие в картине, прежде всего с точки зрения самой эпохи. Итак, 1876 год: прошло уже 13 лет после «Олимпии» и «Завтрака на траве» Мане (в целомудренные обмороки по поводу проституток, бесстыдно смотрящих с картин в глаза зрителю, уже никто не падает), уже позади две выставки импрессионистов, «банда Мане», по вечерам собираясь в кафе Гербуа, вербализирует и оформляет в систему художественных ценностей право художника на бессюжетность картины. Было бы странно предположить, что 28-летний Кайботт, самый юный в этой компании (Моне в это время уж 36), самый смелый и независимый, собирался картиной «Мост Европы» создать чистое социальное высказывание. Все общие для импрессионистов идеи нужно в случае с Кайботтом умножать на «юношеский» и творческий максимализм.

Главная и совершенно гениальная перемена замысла от эскиза к итоговому варианту «Моста Европы» – это вовсе не поправка к социальным статусам героев, а разогнавшаяся до непешеходной скорости динамика картины. И перемена эта происходит в несколько приемов: Кайботт резко сплющивает перспективу и приближает героев к переднему краю полотна, он выпускает собаку навстречу мужчине в цилиндре, чтоб это встречное движение создавало ощущение удвоенной скорости (как встречный поезд, проносящийся мимо, создает ощущение, что ваш поезд разогнался до скорости как минимум космического корабля). И, наконец, сам мужчина ускоряет шаг и обгоняет даму на несколько шагов. Ни один воспитанный джентльмен не позволил бы себе так выскочить вперед, если бы это была его спутница и они прогуливались вместе. Ни одна приличная дама не стала бы прогуливаться одна, да еще и в таком месте – на огромной площади в районе вокзала. Пришлось превратить даму в проститутку:)

А если без шуток, существует множество интерпретаций происходящего на мосту Европы: обнаружив фотографию самого Кайботта в той же позе, что и мужчина в цилиндре, критики сошлись на том, что художник изобразил на мосту самого себя, историк искусств и феминистка Norma Broude убеждена, что взгляд мужчины в цилиндре устремлен мимо женщины на мужчину у ограждения – и здесь зашифрованы гомосексуальные наклонности самого Кайботта. Историк искусств Nicolas Saint-Fare Garnot убежден, что парижские картины Кайботта прежде всего об одиночестве человека в современном людном городе. И каждая из этих версий в картине, в отличие от эскиза, обретает выразительность.

Читайте также:

подробнее о картине "Мост Европы"

биография Гюстава Кайботта
Читать далее
Моне в 19-м веке отделал гостиную своему арт-дилеру Полю Дюран-Рюэлю. В 21-м веке за холст, украшавший одну из дверных филенок, выложили больше полутора миллионов...

Натюрморт "Анемоны в горшках" Клод Моне написал около 1885 года, когда финансовое положение художника и его популярность напрямую зависели от арт-дилера и коллекционера Поля Дюран-Рюэля. В начале 1880-х Дюран-Рюэль заказал импрессионисту целую серию декоративных полотен для оформления своей квартиры в Париже. Это должны были быть цветочные натюрморты и композиции с фруктами; всего за несколько лет Моне сделал 40 работ. Некоторые из них, в том числе "Анемоны в горшках", должны были украшать двери в гостиной коллекционера. Сейчас занятно рассматривать старые фотографии, на которых видно, что картины Моне, сделанные по размеру филенок, по шесть штук висят на двустворчатых дверях гостиной, стены которой украшает живопись поосновательней - например, на фото можно узнать "Сборщиков мидий" Ренуара и его же "Танец в городе". Моне совершенно не стеснял себя попытками как-то свести свои работы в ансамбль с архитектурой (впрочем, на нижних филенках цветы изображены в горшках, стоящих на полу, а на верхних — тянутся стеблями из ниоткуда в никуда).

В 2012-м "Анемоны в горшках" выставили на аукцион Christie's, с эстимейтом   в $1,2-1,8 млн, а продали в итоге за $1,650,500.

Дело, как сказано выше, не ограничилось анемонами - сравните работы Моне, которые теперь мы знаем как самостоятельные произведения, с фотографиями из квартиры Дюран-Рюэля.

Источники: kommersant.rutoutceciestmagnifique.com
Читать далее
Винсент Ван Гог, возможно, изобразил Тайную вечерю на одной из своих самых знаменитых картин - "Ночное кафе в Арле".  Людей, сидящих на террасе кафе, принято считать незнакомцами. Но если их пересчитать (12 + 1 возвышающийся над ними, с длинными волосами и в чем-то вроде туники) и присмотреться к их расположению, то незнакомцы могут обрести имена, а в "Ночном кафе" Ван Гога обнаружится ссылка на Леонардо да Винчи. Такую версию высказывает исследователь Джаред Бакстер.

Ван Гог не был чужд религии. Писал и Христа. Предпринял попытку стать проповедником (из которой не вышло ничего хорошего). И много размышлял о Боге - например, в своих письмах

Работая над "Ночным кафе", Ван Гог писал брату, что чувствует потребность высказаться о религии. Рассадка гостей на эскизе отличается от окончательного варианта. Появилась фигура в дверном проеме, подсвеченная, к тому же, фонарем (Иуда?!). В цветном варианте стали просматриваться очертания креста - на окне, прямо за спиной официанта в тунике (крест можно отыскать и на многих других полотнах Ван Гога). Впрочем, такую символику нельзя с уверенностью назвать преднамеренной. Но озвучить предположение о том, что в арльском кафе проходит последний ужин Христа, можно.

Бакстер находит следы Тайной вечери и в другой картине Ван Гога - "Интерьер ресторана Каррель в Арле". И снова ссылается на эскиз - на нем не было хлеба и иначе было расставлено вино, новая сервировка будто бы намекает на особых посетителей.

А нимб над головой "Сеятеля" Ван Гога видели и раньше...

А вот что думает о "Ночном кафе в Арле" Паола Волкова:
https://www.youtube.com/watch?v=eJKYygkcNBA
Читать далее
Реставратор едва не лишилась чувств, сняв с картины Венецианова "Петр Великий. Основание Санкт-Петербурга" слой краски, явно не принадлежащий художнику. Что было на полотне и что стало? Смотрим репортаж из реставрационной мастерской. И сравниваем фоторепродукции, сделанные до реставрации (крайняя слева) и после восстановления картины. 







Читать далее
HELP